Новые перспективы

Процесс глобального потепления нельзя на­звать протекающим гладко и постепенно, осо­бенно учитывая то, как он проявляет себя в Арктике. Ученые уже давно наблюдают за тем­пературными колебаниями в этом районе: тем­пература всегда вела себя нестабильно — то по­вышалась, то понижалась. Однако происходя­щее сейчас никак нельзя назвать очередными «колебаниями» — это резкое и очень сильное повышение температуры, связанное с так назы­ваемым парниковым эффектом: за последние полвека температура зимой стала выше на 4 гра­дуса по Цельсию. Может показаться, что такой скачок никак нельзя назвать критическим, но только не в случае Арктики, ведь в летний пери­од лучи Солнца падают на поверхность арктиче­ских льдов под менее острым углом, и поэтому гораздо больше световой энергии доходит до земли: льды тают, увеличивая поглощающую способность поверхности, и скорость таяния становится все больше. Этот цикл повторяется постоянно, и в результате льды тают все с боль­шей и большей скоростью.

С каждым годом этот процесс ускоряется. За последние несколько лет льдов на поверхности Ледовитого океана стало на 14% меньше, и вме­сте с ними исчезла основная преграда для судов. Всего с 1985 года ледяной покров океана со­кратился по площади приблизительно на 40%. Вполне вероятно, что вскоре на поверхности Ле­довитого океана вообще не останется плотного слоя круглогодичного льда, а это значит, что он будет всегда пригоден для судоходства. Летом же льда не будет вовсе — об этом говорят исследо­вания, постоянно ведущиеся в крупных научных центрах мира. Буквально через несколько лет (Американский геофизический союз назвал в качестве итоговой даты 2013 год) воды Северно­го Ледовитого океана будут так же доступны, как любые другие.

Процессы, протекающие в Ледовитом океа­не, влияют не только на человека и его пред­ставления об экономическом устройстве совре­менного мира. Больше всего они влияют на дру­гие элементы экосистемы. В первую очередь, повышение температуры воды в океане привле­кает в его воды те виды рыб, которые раньше обитали в местах значительно более теплых. Те­плолюбивые леса приходят на смену северной тундре. Земля, на которой испокон веков ниче­го не росло, теперь служит для сельского хозяй­ства: в Гренландии выращивают разные виды трав и даже картощку. В то же время потепле­ние бьет по тем, кто, напротив, привык обитать в холодном климате: так, повышение уровня температуры в арктических районах угрожает вымиранием целому виду медведей — полярным медведям. Потепление приносит с собой множе­ство благ для человека; помимо огромного объ­ема пресной воды, который появится в процессе таяния льдов, это возможность добывать ни­кель, цинк, магний, свинец, вести лесное и рыб­ное хозяйство.

Но, как бы радужно ни звучали эти обе­щания, настолько быстрый и резкий процесс повышения среднегодовой температуры может свидетельствовать только об одном — крайне тяжелом в экологическом плане состоянии Зем­ли. И люди намерены использовать его для до­бычи тех самых ископаемых, использование ко­торых и привело к такому положению вещей.

Сколько именно углеводородных ресурсов спрятано под Северным Ледовитым океаном, до сих пор точно не установлено. Это связано с тем, что современные технологии не позволяют достаточно эффективно исследовать дно океа­на в таких климатических условиях: они уступа­ют по своему развитию даже технологиям изуче­ния космического пространства. Исследования в этом районе проводили, в частности, ком­пания StatoilHydro (Норвегия) и американская Геологическая служба. Они озвучили конечную цифру — 25% всей нефти и газа на планете на­ходятся под Северным Ледовитым океаном. Уже не раз высказывалось мнение о том, что на са­мом деле количество этих запасов гораздо боль­ше. Об этом говорят некоторые изыскания, про­веденные геологами: во-первых, сама структура шельфа свидетельствует о том, что под ним кро­ются топливные месторождения; во-вторых, ис­следование состава арктического льда показало, что Ледовитый океан богат всеми возможными органическими веществами, а это значит, что за многие тысячелетия эти вещества образовали огромные запасы углеводородов.

В Ледовитом океане уже найден целый ряд месторождений. 3164 трлн кв. м газа в Баре­нцевом море принадлежат «Газпрому». Мини­стерство природных ресурсов в России уже со­общило, на какой объем нефти, вероятно, смо­жет претендовать Россия, если получит террито­рии, которые пытается присвоить, — 586 млрд баррелей. Если сравнить эти цифры с объемом известных нефтяных месторождений той же Сау­довской Аравии, становятся понятны масштабы, которые приобретает «арктический вопрос» в современном мире: Саудовская Аравия обладает 260 млрд баррелей нефти.

Америка в лице Геологической службы США, в свою очередь, приступила к исследованию возможных месторождений, кроющихся в Ледо­витом океане. Котловина у берегов Восточной Гренландии (ее площадь составляет 500 тыс. кв. м) может стать источником для добычи 9 млрд бар­релей нефти и 2408 трлн кв. м газа. Хотя пред­полагается, что самые крупные месторождения находятся у берегов России, со стороны Аляски их также может быть обнаружено немало, и их запасы могут составить как минимум 27 млрд баррелей нефти.

Американцы осознают, какой золотой жи­лой может оказаться Аляска в будущем (учи­тывая то, какой она уже является!): нефтяные месторождения были обнаружены в Арктиче­ском национальном природном заповеднике, и это стало отдельным вопросом, поднятым на обсуждение в Вашингтоне, касательно политики США в отношении Арктики. Еще одно свиде­тельство судебный процесс, возбужденный организациями по охране окружающей среды и китобойцами Аляски против компании Royal

Dutch/SheH, которая занималась поиском и раз­работкой месторождений в море Бофорта. Ком­пания Shell взяла в аренду несколько участков континентального шельфа в этом районе, от ко­торых ей пришлось отказаться в связи с судеб­ным иском.

Существуют прогнозы, согласно которым разработка нефтяных месторождений совсем скоро (к 2015 году) может наполовину перейти в район водных пространств. И компании, пла­нирующие занять самые высокие позиции в нефтяном бизнесе будущего, уже строят планы по возведению нефтяных платформ вдоль бере­гов Аляски.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: