Нефть и газ, леса и рыба, запасы пресной воды — это еще не все, что могут дать миру тающие льды Арктики: океан без льдов станет новой транспортной зоной для судов. Северо-Западный проход в Северном Ледовитом океане, который всегда манил крупнейшие европейские державы как исключительно выгодный путь к Азии, вот-вот станет открытым судоходным путем и вернет к себе интерес многих стран мира.
Впрочем, в истории человечества уже был период, когда Северный Ледовитый океан привлекал к себе немало внимания: во время Второй мировой войны и позже, в период противостояния США и СССР, его активно использовали как военный объект для размещения атомных подводных лодок. Но никогда Ледовитый океан не был судоходным пространством. И вскоре эта ситуация изменится.
Это изменение выгодно прежде всего для компаний, занимающихся судоходством, и для ВМС. Время, за которое можно пересечь океан, сократилось бы на несколько суток за счет использования Северного морского пути над Евразией и Северно-Западного прохода над Северной Америкой. Некоторые маршруты (в частности, проходящие через искусственные каналы, например Суэцкий канал) стали бы короче в четверть, а то и в два раза.
Если перевести все эти рассуждения в экономическую плоскость и пересчитать выгоду, которую можно было бы получить с началом судоходства в Северном Ледовитом океане, с километров на деньги, то можно убедиться в том, что таяние льдов в океане будет весьма и весьма прибыльным. Некоторые судоходные рейсы, в частности, груженых судов и судов большого размера, которые обходят Панамский и Суэцкий каналы, стоили бы примерно на 20% меньше. За несколько лет это обернулось бы прибылью, исчисляемой в миллиардах долларов. Открытие судоходных путей в Ледовитом океане обеспечило бы также и безопасность рейсов: кораблям не пришлось бы проходить рядом с берегами всегда неспокойного Ближнего Востока или по территориям, известным как сфера влияния пиратов.
Некоторые компании уже пытались использовать Северный Ледовитый океан в качестве судоходной зоны. Примером таких попыток может служить плавание корабля ^Manhattan* в 1969 году. Судно перевозило нефть к берегам ^ США и сопровождалось несколькими ледоколами. Плавание было успешным, но оказалось крайне нерентабельным, поэтому предпочтение все же было отдано транспортировке нефти через трубопровод, находящийся на Аляске. Но когда льды перестанут быть серьезным препятствием и судоходные компании поймут, что безопасность, меньшая длительность и удобство пути принесут им существенную выгоду, рейсы в Ледовитом океане станут регулярными.
Открытие новых судоходных путей изменит всю экономическую картину мира. Судоходство все еще остается самым «консервативным» способом перемещения и транспортировки грузов и наиболее зависимым от природных препятствий (таких, как, например, узкие проходы). Эти преграды, а также искусственные каналы, построенные специально для того, чтобы миновать подобные препятствия, — Суэцкий и Панамский каналы, — уже не будут главными камнями преткновения в мире судоходства. Это позволит суднам двигаться гораздо более свободно, достигать своих целей значительно быстрее и коммерчески менее затратным путем. Между странами будут проложены новые — морские — пути. Открытое маршрута через Северный полюс, которое уже не кажется фантастикой, поможет соединить между собой самые главные северные порты Атлантического и Тихого океанов и разработать целую новую судоходную сеть, которая охватит собой весь мир. В настоящее время уже есть проект по прокладыванию судоходного пути между Мурманском и портом Черчилл в Канаде, который выходит прямо к железной дороге Северной Америки,
Для того чтобы ходить по таким путям, должны быть разработаны корабли, которые смогли бы плавать в океане, частично покрытом льдом, и перевозить грузы, в том числе — нефть. Работы по строительству таких судов уже ведутся, особенно в этом заинтересованы частные предприниматели, которые понимают, что эта статья дохода сможет стать для них весьма существенной. Уже несколько лет назад использовались почти 300 кораблей с такими техническими характеристиками и еще столько же находились в процессе создания. Возможная выгода, которую принесут в будущем такие судна, подстегивает их разработчиков к созданию все новых и новых революционных в техническом плане кораблей. В основу кладется следующий принцип: передняя часть такого судна может идти по воде, а потом — по льду, рассекая его. Таким образом, они выполняют сразу две функции — ледокола и транспортного судна.
Создание таких кораблей приближает мир к освоению Северного Ледовитого океана как судоходного пространства.