Новые пути

Нефть и газ, леса и рыба, запасы пресной во­ды — это еще не все, что могут дать миру таю­щие льды Арктики: океан без льдов станет но­вой транспортной зоной для судов. Северо-За­падный проход в Северном Ледовитом океане, который всегда манил крупнейшие европейские державы как исключительно выгодный путь к Азии, вот-вот станет открытым судоходным пу­тем и вернет к себе интерес многих стран мира.

Впрочем, в истории человечества уже был пе­риод, когда Северный Ледовитый океан привле­кал к себе немало внимания: во время Второй мировой войны и позже, в период противостоя­ния США и СССР, его активно использовали как военный объект для размещения атомных подводных лодок. Но никогда Ледовитый океан не был судоходным пространством. И вскоре эта ситуация изменится.

Это изменение выгодно прежде всего для компаний, занимающихся судоходством, и для ВМС. Время, за которое можно пересечь океан, сократилось бы на несколько суток за счет ис­пользования Северного морского пути над Ев­разией и Северно-Западного прохода над Север­ной Америкой. Некоторые маршруты (в частно­сти, проходящие через искусственные каналы, например Суэцкий канал) стали бы короче в четверть, а то и в два раза.

Если перевести все эти рассуждения в эко­номическую плоскость и пересчитать выгоду, которую можно было бы получить с началом су­доходства в Северном Ледовитом океане, с ки­лометров на деньги, то можно убедиться в том, что таяние льдов в океане будет весьма и весьма прибыльным. Некоторые судоходные рейсы, в частности, груженых судов и судов большого размера, которые обходят Панамский и Суэц­кий каналы, стоили бы примерно на 20% мень­ше. За несколько лет это обернулось бы прибы­лью, исчисляемой в миллиардах долларов. От­крытие судоходных путей в Ледовитом океане обеспечило бы также и безопасность рейсов: ко­раблям не пришлось бы проходить рядом с бе­регами всегда неспокойного Ближнего Востока или по территориям, известным как сфера влия­ния пиратов.

Некоторые компании уже пытались исполь­зовать Северный Ледовитый океан в качестве судоходной зоны. Примером таких попыток мо­жет служить плавание корабля ^Manhattan* в 1969 году. Судно перевозило нефть к берегам ^ США и сопровождалось несколькими ледокола­ми. Плавание было успешным, но оказалось крайне нерентабельным, поэтому предпочтение все же было отдано транспортировке нефти че­рез трубопровод, находящийся на Аляске. Но когда льды перестанут быть серьезным препят­ствием и судоходные компании поймут, что безопасность, меньшая длительность и удобство пути принесут им существенную выгоду, рейсы в Ледовитом океане станут регулярными.

Открытие новых судоходных путей изменит всю экономическую картину мира. Судоходство все еще остается самым «консервативным» спо­собом перемещения и транспортировки грузов и наиболее зависимым от природных препятствий (таких, как, например, узкие проходы). Эти пре­грады, а также искусственные каналы, постро­енные специально для того, чтобы миновать по­добные препятствия, — Суэцкий и Панамский каналы, — уже не будут главными камнями пре­ткновения в мире судоходства. Это позволит суд­нам двигаться гораздо более свободно, достигать своих целей значительно быстрее и коммерче­ски менее затратным путем. Между странами будут проложены новые — морские — пути. От­крытое маршрута через Северный полюс, кото­рое уже не кажется фантастикой, поможет со­единить между собой самые главные северные порты Атлантического и Тихого океанов и раз­работать целую новую судоходную сеть, которая охватит собой весь мир. В настоящее время уже есть проект по прокладыванию судоходного пу­ти между Мурманском и портом Черчилл в Ка­наде, который выходит прямо к железной доро­ге Северной Америки,

Для того чтобы ходить по таким путям, должны быть разработаны корабли, которые смогли бы плавать в океане, частично покры­том льдом, и перевозить грузы, в том числе — нефть. Работы по строительству таких судов уже ведутся, особенно в этом заинтересованы част­ные предприниматели, которые понимают, что эта статья дохода сможет стать для них весьма существенной. Уже несколько лет назад исполь­зовались почти 300 кораблей с такими техни­ческими характеристиками и еще столько же находились в процессе создания. Возможная выгода, которую принесут в будущем такие суд­на, подстегивает их разработчиков к созданию все новых и новых революционных в техниче­ском плане кораблей. В основу кладется сле­дующий принцип: передняя часть такого судна может идти по воде, а потом — по льду, рассе­кая его. Таким образом, они выполняют сразу две функции — ледокола и транспортного судна.

Создание таких кораблей приближает мир к ос­воению Северного Ледовитого океана как судо­ходного пространства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: