Новый передел: враги

Сейчас пришло время нового этапа в распре­делений земель Арктики, теперь уже — с акцен­том непосредственно на самом Северном Ледо­витом океане и том, что кроется под ним. Борь­ба за него идет не самым честным путем: забыто все — первопроходцы, научные исследования, экспедиции, полярные станции, открытие Се­верного морского пути, — все, что было сделано Россией в Арктике не только ради собственной выгоды, но в первую очередь — для всего миро­вого сообщества. Приоритет России, заработан­ный за долгие годы, теперь не имеет значения на фоне главного — соответствия пород матери­ка и шельфа. Россию всеми возможными спосо­бами стараются отстранить от участия в разделе Северного полюса.

Она же тем временем пытается играть по но­вым правилам. В 2000 году Россией была прове­дена еще одна экспедиция в Арктике под назва­нием «Арктика-2000». Она была нацелена на то, чтобы найти доказательства принадлежности двух хребтов — Ломоносова и Менделеева, — площадь которых в совокупности составляет 1,2 млн кв. км, к континентальной части Рос­сии. По результатам исследования в Комиссию ООН была подана заявка, которая не была от­клонена, однако Россию попросили предоста­вить другие свидетельства того, что она имеет право присвоить себе огромную часть арктиче­ских территорий.

Соперники России, в свою очередь, решили сделать ставку не на научных исследованиях Се­верного полюса и Ледовитого океана, а на гру­бом удерживании России от проведения тако­вых. Пока еще США, по их собственным заяв­лениям, не могут адекватно противостоять Рос­сии, так как не имеют оснований предъявить свои претензии на Арктику. Но и сам президент США, и некоторые сенаторы открыто заявляют, что Америка должна как можно скорее ратифи­цировать Конвенцию ООН по морскому праву, поскольку, не признавая ее, она сама лишает се­бя возможности получить огромные по площади и по объему ресурсов северные территории. По­хоже, что США не собираются учитывать тот факт, что Арктика — это уникальная в природ­ном отношении территория, которая требует бе­режного к себе отношения, что разработка мест­ных месторождений потребует огромных науч­ных затрат и что местные жители также имеют право на собственное мнение. Пока мы слыша­ли только выступления американских полити­ков и экономистов, но не ученых, хотя, как из­вестно, добыча полезных ископаемых со дна Се­верного Ледовитого океана — задача невероятно сложная и до сих пор не решенная. Россия за­нимается этими проблемами очень давно, при­чем она заинтересована не только в получении материальной выгоды, но и в том, чтобы сохра­нить природные богатства Арктики и свести к минимуму отрицательное влияние на окружаю­щую среду.

Уверенность российских ученых, что океа­нический шельф является продолжением ма­териковой части России, базируется на том, что в период последнего оледенения планеты, про­изошедшего примерно 15—18 тыс. лет назад, уровень океана был на 135 м ниже, чем сейчас. Следовательно, сам шельф проходил выше уров­ня моря и был частью материка. Эти данные на­столько убедительны, что большинство ученых уверены: будущие исследования подтвердят пер­воначальную гипотезу.

Опасаясь этого, США торопятся ратифици­ровать Конвенцию ООН и опередить Россию, получив разрешение на разработку месторожде­ний Северного Ледовитого океана. Россия пла­нировала в следующий раз обратиться в ООН уже в 2009 году, поэтому в настоящий момент достаточно серьезное количество американских специалистов и военных активно занимаются исследованиями грунта со дна океана.

То, как ведут себя в приполярной зоне аме­риканцы, а вместе с ними также канадцы и даже англичане, которые, казалось бы, не имеют ни­каких интересов в Арктике, усугубляет уже сло­жившуюся ситуацию взаимного недоверия. Рос­сия вынуждена не только проводить научные исследования в тяжелых для этого условиях, но еще и защищать свои политические интересы, используя Арктику как поле битвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: