Освоение Арктики: страсти накаляются

Россию и Арктику связывают особые отно­шения. Множество русских ученых, исследова­телей, путешественников посвятили себя поко­рению и изучению этой удивительной земли. Ими были сделаны открытия, которые имели колоссальное значение для всего мира.

Разумеется, исследователи из других стран также занимались Северным полюсом, но ни­когда это не становилось традицией в полном смысле этого слова. Присутствие русских в Арктике было обозначено всегда, исследования Северного полюса и Северного Ледовитого оке­ана, проводимые нашими учеными, начались в XV веке (Д. Герасимов) и продолжаются до се­годняшнего дня. Россия никогда не делала пе­рерывов в освоении Арктики.

Но теперь, когда Россия начала активные действия, пытаясь продолжить эту традицию, на нее сыплются несправедливые обвинения в не­адекватности и чрезмерной самоуверенности. Соперники России по освоению Северного по­люса торопятся продемонстрировать свою силу и решительность в отношении покорения Арк­тики. Безусловно, такая реакция вызвана рез­ким всплеском интереса к этой территории и ее природным богатствам, но это не извиняет за­падные страны, которые слишком часто непри­крыто заявляют о своих двойных стандартах по отношению к России.

2007/2008 год во всем мире был назван «Международным полярным годом 2007—2008». В течение этого года две российские экспеди­ции, призванные исследовать шельф Северного Ледовитого океана, были отправлены в Арктику. Необходимость провести эти экспедиции была вызвана отказом ООН и Международного уп­равления по проблемам морского дна позволить России начать разработку месторождений на территории Арктики.

Дело в том, что единственный способ для страны доказать свое право на доступ к полез­ным ископаемым Арктики — представить в ООН и в соответствующие комиссии свидетель­ства того, что породы материковой зоны данной страны совпадают с составом пород океаниче­ского шельфа Ледовитого океана. Право Стран на проведение таких исследований и правила, по которым их следует осуществлять, задоку­ментированы в Конвенции ООН о континен­тальном шельфе и в Конвенции ООН по мор­скому праву 1958 и 1982 годов соответственно. Россия полностью соблюдала все требования, перечисленные в этих документах.

Еще раньше, в 1920-х годах, страны Арктиче­ского региона — США, Канада, СССР, Дания и Норвегия — сформулировали идею о «полярных секторах», которая господствовала долгие годы. До этого объектом притязания этих стран были только берега Северного Ледовитого океана, ко­торые постепенно были поделены на сектора, принадлежащие разным странам. Сначала Ка­нада в 1909 году объявила часть земель Аркти­ки своей территорией. Затем, в 1924 году* Аме­рика заявила, что Северный полюс продолжает Аляску и, следовательно, является ее частью и частью владений США. Наконец, в 1926 году СССР закрепил за собой территорию Арктики от Кольского полуострова до Берингова проли­ва. Таким образом, сложилось национальное де­ление Арктики на несколько секторов, отходив­ших от полюса. Это деление закрепилось как международно признанное, поскольку не оспа­ривалось ни одним из государств, участвовав­ших в разделе. Недовольство же проявилось только тогда, когда выяснилось, что Арктика — чрезвычайно богатая ископаемыми территория. Причем не только побережье, но и сам Север­ный Ледовитый океан является источником до­бычи природных ресурсов.

Поскольку протяженность российской тер­ритории вдоль Ледовитого океана является са­мой большой по сравнению с другими страна­ми, России принадлежал и самый большой по площади сектор Арктики. Однако в 1997 году, когда был заключен ряд соглашений относи­тельно этой территории, Россия пошла на мно­гие уступки и ограничила себе доступ к арктиче­ским месторождениям. Возможные причины этого поступка до сих пор окончательно не яс­ны, но факт остается фактом: Россия никогда не препятствовала освоению Арктики другими странами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: