Правила деления

Итак, Россия, США, Канада, Норвегия и Да­ния (владелица острова Гренландия) — пятерка стран, которым сам бог велел заявлять свои пра­ва на Арктику, поскольку их берега омываются водами Северного Ледовитого океана. Швеция и Финляндия в эту группу не входят, но тоже хотят участвовать в разделе «имущества».

Всего о готовности к разработке шельфа Се­верного Ледовитого океана заявили более 20 го­сударств, в результате чего возник вопрос о пе­ресмотре условных границ северной области Земли. Первыми заговорили на эту острую тему экономические гиганты: США, Канада, Герма­ния, Япония и Китай. К ним в скором времени могут присоединиться Индия, Бразилия и Юж­ная Корея. Правда, по всей акватории Мирово­го океана имеют место подобные спорные си­туации, но именно в Арктике стоит ожидать са­мых горячих конфликтов, в том числе и воору­женных.

Сейчас заинтересованные стороны пытают­ся активно внедряться в новый регион, при­чем оригинальным способом. Они направляют в Арктику многочисленные экспедиции, яко­бы с целью ее изучения — ведь на сегодняш­ний день исследованы лишь небольшие участки этой территории. Вездесущие китайцы, напри­мер, помимо отправки в северные моря своего ледокола «Снежный дракон» открыли на архи­пелаге Шпицберген исследовательскую стан­цию. Реальная цель «исследовательской деятель­ности» стран-претендентов — заявить о своих правах на максимально возможные акватории Ледовитого океана.

Позиция Российской Федерации в этом во­просе — довольно четкая. Она предлагает дейст­вовать, руководствуясь так называемым секто­ральным принципом. По мнению России, каж­дому примыкающему к Северному Ледовитому океану государству нужно выделить участок, расположенный между меридианами, проходя­щими через крайнюю восточную и западную точки его арктической территории.

Даже с ближайшими соседями РФ приходит­ся биться за право ловить рыбу в Арктике, не говоря уже о добыче нефти на этой территории. Так, Норвегия желает поделить спорный регион по принципу срединной линии, которая лежит на равном расстоянии от исходных линий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа с одной стороны и архипелага Шпицберген — с другой. Таким образом, Норвегия руководствуется «однобо­кой» интерпретацией Женевской конвенции 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Россия, в свою очередь, указывает на поста­новление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года и заявляет, что граница должна прохо­дить до линии, объявленной в нем западной гра­ницей российского арктического сектора. Эти разногласия привели к образованию «спорного» района общей площадью 155 тыс. кв. км, кото­рый норвежцы именуют «серой зоной». С одной стороны он ограничен западной границей рос­сийского арктического сектора, с другой — сре­динной линией, предложенной Норвегией. Ус­тупать регион друг другу страны не хотят.

Особенно не выгоден предложенный Росси­ей секторальный раздел США. Им «светит» лишь 10% Арктики (Аляска). Наиболее приемлемым для американцев был бы вариант разработки арктических месторождений на условиях пря­мого соглашения с государством, на шельфе ко­торого расположены потенциально прибыльные участки. Тогда тонкости подобных сделок не придется обсуждать с третьими странами. Вот почему Вашингтон не желает упустить возмож­ность пролоббировать вариант разработки арк­тического шельфа на условиях международного соглашения.

Наблюдая за столкновением интересов сто­рон, некоторые эксперты не исключают образо­вания коалиций. Возможен альянс между Рос­сией и Данией. Они вполне могут договориться на взаимовыгодных условиях, в случае если хре­бет Ломоносова будет признан продолжением как Гренландии, так и континентального шель­фа Сибири. Во-вторых, США стараются актив­но «дружить» с Норвегией. В Осло и Вашингто­не звучат предположения, что страны готовы к совместной разработке Арктики.

Но на уровне предположений пока все и остается. Сегодня и США, и Дания, а с ними и Норвегия с Канадой единым фронтом противо­стоят претензиям России, тем самым облегчая западным компаниям доступ к ресурсам ледяно­го края. Для этих государств интернационализа­ция выгоднее. ,Они пытаются не допустить сек­торального деления, в случае которого России достанется самый крупный и лакомый «кусок» арктического «пирога».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: