Чтобы добраться из Мурманска в японский порт Иокогама, нужно преодолеть 12 840 миль. Но это если передвигаться по Суэцкому каналу. Северный морской путь, главная артерия Северного Ледовитого океана, сокращает это расстояние более чем в два раза, ведь его протяженность составляет всего 5767 миль. Северная морская магистраль, соединяющая нидерландский Роттердам и канадский Ванкувер, почти на 2000 морских миль короче южной и позволяет сэкономить 40% средств на транспортировке грузов.
По мнению академика РАН Никиты Моисеева, новый международный маршрут, соединяющий Европу с Америкой и Юго-Восточной Азией, способен принести России неоценимую выгоду. Но это произойдет только при условии соответствующих инвестиций в его инфраструктуру. Сегодня восточное направление Северного морского пути бездействует, используется лишь его западная часть, по которой цветные металлы и углеводороды доставляются на рынки Европы.
Во времена Советского Союза Севморпути уделялось должное внимание: Север активно финансировался, проводилась геологическая и ледовая разведка, собирались точные метеосведения, все порты и населенные пункты, которых было порядка 70, содержались в должном состоянии. Сегодня Севморпуть, протянувшийся от Карских Ворот до Берингова пролива, переживает период разрухи и запустения, а для его возвращения в рабочее состояние требуется более 7 млрд долларов — именно такую цифру называет губернатор Мурманской области.
Ждать в этой ситуации поддержки со стороны международного сообщества — не слишком логично, поскольку сотрудничество с Россией в этом вопросе для зарубежных стран нежелательно. Российские военно-дипломатические источники сообщают, что участники международной программы INSROP, реализуемой с целью изучения Северного морского пути, уже начали задумываться о том, как лишить арктические проливы статуса российских внутренних вод. Так что развитие Севморпути может пойти отнюдь не по нашему сценарию.
В годы Союза структура Главсевморпути включала в себя как ледоколы, так и авиацию, вспоминает капитан дальнего плавания почетный полярник Анатолий Горшковский. Руководство СССР осознавало значимость этой важнейшей морской магистрали и всеми силами пыталось увеличить его пропускную способность. В сложные военные годы по Северному пути транспортировали сибирскую древесину и норильский металл. Арктические территории активно финансировались. После войны благодаря новым финским ледоколам период навигации был увеличен с двух до пяти месяцев в году.
Но для бесперебойной транспортировки грузов навигацию требовалось сделать круглогодичной. Атомным ледоколам российского производства, мощь которых легко справлялась с ледяными преградами, попасть в Енисей мешала его недостаточная глубина. Но с 1978 года возможность навигации в Дудинку в течение всего года была найдена. Помог ледокол «Капитан Сорокин» финского производства, модель которого впоследствии была поставлена на поток.
Путь в Дудинку, открытый для судов круглый год, используется и по сей день.
США не случайно называют Арктику ключом к нашей планете. Когда-то этой же точки зрения придерживался и Советский Союз, крепко державший заветный инструмент владения миром в своих руках. Когда Москва в 1926 году заявила свои права на территории за Полярным кругом, никто не задавался вопросом, кто является хозяином Северного морского пути. Ведь его воды уверенно бороздили советские ледоколы Но за таким бескрайним и беспокойным хозяйством нужно строго и неусыпно приглядывать. Иначе его растащат другие» более расторопные государства, в последнее десятилетие вступившие в состязания за арктические сокровища. Причем претендентов немало: сегодня даже страны третьего мира разрабатывают вполне реальные стратегии эксплуатации Арктики.