Путь во льдах

Чтобы добраться из Мурманска в японский порт Иокогама, нужно преодолеть 12 840 миль. Но это если передвигаться по Суэцкому кана­лу. Северный морской путь, главная артерия Северного Ледовитого океана, сокращает это расстояние более чем в два раза, ведь его протя­женность составляет всего 5767 миль. Северная морская магистраль, соединяющая нидерланд­ский Роттердам и канадский Ванкувер, почти на 2000 морских миль короче южной и позволяет сэкономить 40% средств на транспортировке грузов.

По мнению академика РАН Никиты Мои­сеева, новый международный маршрут, соеди­няющий Европу с Америкой и Юго-Восточной Азией, способен принести России неоценимую выгоду. Но это произойдет только при условии соответствующих инвестиций в его инфраструк­туру. Сегодня восточное направление Северного морского пути бездействует, используется лишь его западная часть, по которой цветные металлы и углеводороды доставляются на рынки Европы.

Во времена Советского Союза Севморпути уделялось должное внимание: Север активно финансировался, проводилась геологическая и ледовая разведка, собирались точные метеосве­дения, все порты и населенные пункты, которых было порядка 70, содержались в должном со­стоянии. Сегодня Севморпуть, протянувшийся от Карских Ворот до Берингова пролива, пере­живает период разрухи и запустения, а для его возвращения в рабочее состояние требуется бо­лее 7 млрд долларов — именно такую цифру на­зывает губернатор Мурманской области.

Ждать в этой ситуации поддержки со сторо­ны международного сообщества — не слишком логично, поскольку сотрудничество с Россией в этом вопросе для зарубежных стран нежелатель­но. Российские военно-дипломатические источ­ники сообщают, что участники международной программы INSROP, реализуемой с целью изу­чения Северного морского пути, уже начали за­думываться о том, как лишить арктические про­ливы статуса российских внутренних вод. Так что развитие Севморпути может пойти отнюдь не по нашему сценарию.

В годы Союза структура Главсевморпути включала в себя как ледоколы, так и авиацию, вспоминает капитан дальнего плавания почет­ный полярник Анатолий Горшковский. Руково­дство СССР осознавало значимость этой важ­нейшей морской магистрали и всеми силами пыталось увеличить его пропускную способ­ность. В сложные военные годы по Северному пути транспортировали сибирскую древесину и норильский металл. Арктические территории активно финансировались. После войны благо­даря новым финским ледоколам период навига­ции был увеличен с двух до пяти месяцев в году.

Но для бесперебойной транспортировки гру­зов навигацию требовалось сделать круглогодич­ной. Атомным ледоколам российского произ­водства, мощь которых легко справлялась с ле­дяными преградами, попасть в Енисей мешала его недостаточная глубина. Но с 1978 года воз­можность навигации в Дудинку в течение всего года была найдена. Помог ледокол «Капитан Сорокин» финского производства, модель кото­рого впоследствии была поставлена на поток.

Путь в Дудинку, открытый для судов круглый год, используется и по сей день.

США не случайно называют Арктику клю­чом к нашей планете. Когда-то этой же точки зрения придерживался и Советский Союз, креп­ко державший заветный инструмент владения миром в своих руках. Когда Москва в 1926 году заявила свои права на территории за Полярным кругом, никто не задавался вопросом, кто явля­ется хозяином Северного морского пути. Ведь его воды уверенно бороздили советские ледоко­лы Но за таким бескрайним и беспокойным хо­зяйством нужно строго и неусыпно пригляды­вать. Иначе его растащат другие» более расто­ропные государства, в последнее десятилетие вступившие в состязания за арктические сокро­вища. Причем претендентов немало: сегодня да­же страны третьего мира разрабатывают вполне реальные стратегии эксплуатации Арктики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: