История появления русских исследователей и мореплавателей в арктических районах берет свое начало еще в XV веке, а апогей ее приходится на время открытий, совершенных русскими учеными и путешественниками, имена которых носят многие земли и водные пространства Арктики. Ведь большинство территорий Арктики открыто и освоено именно русскими. Но еще до этого времени множество русских появлялись на Шпицбергене и даже доплывали до Новой Земли.
Есть ряд других документов, помимо перечисленных выше, которые тем или иным образом регулируют российское присутствие на Северном полюсе: например, Указы Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе Союза ССР» 1968 года или Закон СССР «О Государственной границе» 1982 года. После распада Советского Союза основные положения этих документов вошли в законодательство России о континентальном шельфе и о государственной границе. Одним из новых документов, регламентирующих права России в арктических районах, стал Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года.
Как уже говорилось выше, Россия вошла в число стран, принявших Конвенцию по морскому праву 1982 года, и это значительно повысило внимание других стран к российскому полярному сектору. Сейчас, когда ни один из прежде подписанных документов уже не удовлетворяет современному положению вещей, России необходимо выработать новые юридические проекты по закреплению своего права на арктические районы.
Базовым тезисом таких проектов должно стать постоянное освоение Россией арктических земель и уже закрепленное юридически в 1926 году обладание Россией некоторыми территориями Арктики. Однако России необходимо торопиться, чтобы не повторить ситуацию с Конвенцией 1982 года, когда Россия присоединилась к странам, подписавшим Конвенцию, фактически последней. Если Россия упустит свой шанс сейчас, ее потери в борьбе за Северный полюс и его природные богатства будут огромны.
Впрочем, Россия не отказывается от деления Арктики по секторам. Принимая этот способ за основной принцип, Россия должна включить его в закон «Об арктической зоне Российской Федерации» и в любые другие правовые акты, касающиеся арктического вопроса. Необходимо помнить также о том, что подобные вопросы в современном мире должны решаться не только внутри законодательства государства, но и на международном уровне. Это касается и закрепления за Россией юрисдикции над арктическим сектором в том его виде, в каком он был определен в 1926 году. Инструмент международного права может также позволить России утвердить ее суверенитет над другими полярными территориями как принадлежащими России в результате исторических событий.
Хотя Конвенция 1982 года утверждает существование секторального разделения Арктики, в ней содержатся указания об обязательном установлении 200-мильной экономической зоны, которая высчитывается следующим образом: 200 миль отмеряются от исходных границ только в том случае» если протяженность границы материка, находящейся под водой, не совпадает с этим расстоянием. Под подводной границей подразумевается продолжение континентального шельфа, часть которого входит в состав соответствующего приарктического государства. Тем самым Россия должна доказать, что континентальный шельф Ледовитого океана продолжает собой Сибирскую платформу, которая является территорией Российской Федерации. Если Доказать это удастся, то Россия должна будет вывести внешнюю линию шельфа за пределы экономической зоны. Только после этого ООН и другие органы международного права смогут признать суверенитет России над этими территориями Арктики и ее право на разработку и использование недр Северного Ледовитого океана.
На картах все еще сохраняются пунктирные линии, обозначающие условные владения России в Арктике. Они были проведены в 1926 году. Сейчас перед Россией стоит новая задача — превратить эти линии в сплошные. Ничего невозможного в этом нет.