Российский полярный сектор

История появления русских исследователей и мореплавателей в арктических районах берет свое начало еще в XV веке, а апогей ее прихо­дится на время открытий, совершенных русски­ми учеными и путешественниками, имена кото­рых носят многие земли и водные пространства Арктики. Ведь большинство территорий Аркти­ки открыто и освоено именно русскими. Но еще до этого времени множество русских появля­лись на Шпицбергене и даже доплывали до Но­вой Земли.

Есть ряд других документов, помимо пере­численных выше, которые тем или иным об­разом регулируют российское присутствие на Северном полюсе: например, Указы Президиу­ма Верховного Совета СССР «О континенталь­ном шельфе Союза ССР» 1968 года или Закон СССР «О Государственной границе» 1982 года. После распада Советского Союза основные по­ложения этих документов вошли в законода­тельство России о континентальном шельфе и о государственной границе. Одним из новых до­кументов, регламентирующих права России в арктических районах, стал Закон РФ «О госу­дарственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года.

Как уже говорилось выше, Россия вошла в число стран, принявших Конвенцию по морско­му праву 1982 года, и это значительно повысило внимание других стран к российскому полярно­му сектору. Сейчас, когда ни один из прежде подписанных документов уже не удовлетворяет современному положению вещей, России необ­ходимо выработать новые юридические проекты по закреплению своего права на арктические районы.

Базовым тезисом таких проектов должно стать постоянное освоение Россией арктиче­ских земель и уже закрепленное юридически в 1926 году обладание Россией некоторыми тер­риториями Арктики. Однако России необхо­димо торопиться, чтобы не повторить ситуацию с Конвенцией 1982 года, когда Россия присо­единилась к странам, подписавшим Конвен­цию, фактически последней. Если Россия упус­тит свой шанс сейчас, ее потери в борьбе за Се­верный полюс и его природные богатства будут огромны.

Впрочем, Россия не отказывается от деления Арктики по секторам. Принимая этот способ за основной принцип, Россия должна включить его в закон «Об арктической зоне Российской Федерации» и в любые другие правовые акты, касающиеся арктического вопроса. Необходимо помнить также о том, что подобные вопросы в современном мире должны решаться не только внутри законодательства государства, но и на международном уровне. Это касается и закреп­ления за Россией юрисдикции над арктическим сектором в том его виде, в каком он был опре­делен в 1926 году. Инструмент международного права может также позволить России утвердить ее суверенитет над другими полярными террито­риями как принадлежащими России в результа­те исторических событий.

Хотя Конвенция 1982 года утверждает су­ществование секторального разделения Аркти­ки, в ней содержатся указания об обязательном установлении 200-мильной экономической зо­ны, которая высчитывается следующим обра­зом: 200 миль отмеряются от исходных границ только в том случае» если протяженность грани­цы материка, находящейся под водой, не совпа­дает с этим расстоянием. Под подводной грани­цей подразумевается продолжение континен­тального шельфа, часть которого входит в состав соответствующего приарктического государства. Тем самым Россия должна доказать, что конти­нентальный шельф Ледовитого океана продол­жает собой Сибирскую платформу, которая яв­ляется территорией Российской Федерации. Ес­ли Доказать это удастся, то Россия должна будет вывести внешнюю линию шельфа за пределы экономической зоны. Только после этого ООН и другие органы международного права смогут признать суверенитет России над этими терри­ториями Арктики и ее право на разработку и ис­пользование недр Северного Ледовитого океана.

На картах все еще сохраняются пунктирные линии, обозначающие условные владения Рос­сии в Арктике. Они были проведены в 1926 го­ду. Сейчас перед Россией стоит новая задача — превратить эти линии в сплошные. Ничего не­возможного в этом нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,105 сек. | 12.52 МБ