Рука на пульсе

Пекин с беспокойством следит за российски­ми претензиями на большую часть территории Северного Ледовитого океана. Якобсон считает, что это может вызвать «новые международные напряжения», но в то же время она подчеркива­ет, что пока ничто не указывает на то, что Мо­сква планирует перестать играть по международ­ным правилам.

Помощник министра иностранных дел Ху Чжэнъюэ призывает полярные страны отказать­ся от «интересов прибрежных стран» в пользу «интересов всего человечества». Океанолог Гуо Пхэйцин подчеркнул: «Полярные государства должны понять, что арктические дела — это не только региональная тема» i

Официальный Китай пока молчит: они по­нимают, что из-за своего размера и нового ста­туса супердержавы они могут вызвать напряже­ние, и не хотят возбуждать опасения в полярных странах, написано в отчете. Они опасаются соз­дания альянса северных стран против Китая. Но в то же время они не хотят быть отрезанными от доступа к Арктике, активно продвигая мысль о том, что у России, контролирующей существен­ную часть региональных ресурсов, нет ни техно­логий, ни капитала для добычи этих богатств. Поэтому и грезят о создании трехсторонних со­вместных предприятий для добычи в россий­ских водах с привлечением китайского капитала и западных технологий.

На самом же деле Поднебесная, конечно же, печется только о своих интересах. Такой вывод можно сделать, если продолжить читать иссле­дование Якобсон: «Китай и остальные страны мира окажутся в невыгодном положении, если претензии России на подводную территорию ме­жду хребтами Ломоносова и Менделеева будут узаконены, поскольку в этом случае одна Рос­сия получит право распоряжаться ресурсами в этом районе».

Все очень символично: заявка России на рас­ширение шельфа должна рассматриваться в

ООН уже в 2014 году. И даже в случае, если Мо­сква не сможет отстоять свою точку зрения, ки­тайские специалисты опасаются, что Россия станет взимать непомерную плату за обслужива­ние кораблей, проходящих по Северному мор­скому пути.

Не удивительно, что Хань Сюйдун, стар­ший полковник Народно-освободительной ар­мии Китая, не исключает возможности, что сложные межгосударственные споры могут при­вести к силовому противостоянию. Растущую военную значимость региона подтверждают принятые в последние годы пятью приарктическими государствами — Россией, Данией, Кана­дой, Норвегией и США — решения укреплять свои военные возможности в Арктике. Подне­бесная, кстати, также не намерена сидеть сложа руки. С 1994 года китайцы изучали полярную зону на самом большом в мире неатомном ледо­коле Xuelong («Снежный дракон»), который они приобрели у Украины в 1993 году. В конце 2009 года Госсовет решил, что у Xuelong должны по­явиться «братья и сестры*. Новый ледокол бу­дет построен в КНР и сойдет со стапелей в 2013 году.

Российские специалисты не удивлены ак­тивизацией Китая в Арктике. По словам Михаи­ла Флинта, доктора биологических наук, замди­ректора Института океанологии имени Ширшова РАН, Арктика стала тем районом Мирового океана, на котором человечество будет оттачи­вать сейчас свои способности к международно­му компромиссу. «Вы спрашивали: почему туда стремятся индийцы, корейцы, китайцы? Пото­му, что они хотят претендовать на часть пирога, лежащего в открытой части Арктического бас­сейна», — говорит эксперт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: