Во всем мире сейчас — всего девять ледоколов, шесть из них — действующие. Шесть из Девяти ледоколов принадлежат России, причем не действует только один из их числа. Северодвинск с недавних пор обеспечивает теплом плавучая АЭС. Этот опыт планируется использовать в Архангельской и Мурманской областях, в селах Корякин, в городе Певеке. Китай, Бразилия и Индонезия уже заказали у России плавучие атомные станции, о приобретении подобных установок задумывается еще ряд стран. Эти факты говорят о российском авторитете в сфере освоения заполярных территорий.
Русские поморы первыми побывали в Арктике. Фактически «разделил» Евразию и Северную Америку на два континента наш Семен Дежнев, именно он обнаружил пролив между ними в 1648 году. А дальше — Витус Беринг с его Великой северной экспедицией 1733—1741 годов. В 1877 году Новую Землю начали обживать ненецкие оленеводы, во времена СССР они уверенно продолжали процесс переселения. Затем был построен порт Александровский, который сегодня носит название Полярный. В 1915 году, после того как Первая мировая война доказала, что Баренцево море необходимо нам для связи с союзниками, был возведен порт Романов. Из него впоследствии вырос Мурманск. А способствовали этому добровольные переселенцы, освобождавшиеся от налогов и военной обязанности.
Именно мы проложили Северный морской путь, ставший связующей нитью между Севером и Дальним Востоком, когда в 1932-м ледокол «Сибиряков» преодолел чуть более чем за два месяца 2,5 тыс. миль, следуя из Архангельска в японский порт Иокогама. Помнят россияне и первую дрейфующую станцию Ивана Папанина, и перелет Валерия Чкалова в Америку на одномоторном самолете, и ледокол «Георгий Седов», длительное время дрейфовавший во льдах.
В 1962 году наша атомная подводная лодка впервые всплыла близ Северного полюса, до него доплыл и советский атомный ледокол «Арктика», это случилось в 1977 году. А через Шлет мы доказали, что ледоколы могут быть работоспособными круглый год. Ледокол «Сибирь» с экспедицией Артура Чилингарова на борту достиг Северного полюса, преодолев самые крепкие и беспощадные весенние льды.
Близкий путь через Арктику волнует человечество не одно столетие. И каждый век рождает новые идеи. Чего стоит мысль о подводной транспортировке грузов/Оказывается, в Санкт-Петербурге одно время шла работа над проектом танкеров, для которых лед не будет помехой, так как передвигаться они будут под ним.