Как я позже выяснил, именно в этот день, 14 ноября 1991 г., Ельцин имел продолжительную беседу с украинским руководителем Кравчуком и договорился о встрече с ним и руководителем Белоруссии Шушкевичем; цель — разработать свой вариант «договора», с учетом того, что именно эти три республики были основателями Первого Союзного договора 1922 г. Кравчук в целом согласился, но сдержанно, конкретные вопросы, время и цель встречи не были оговорены, хотя оба прекрасно знали, о чем им следует договариваться, — оба тяготились президентом Горбачевым — им хотелось избавиться от него. Надо сказать, что между этими двумя лидерами не было не только какой-либо близости, но, скорее, довлело недоброжелательство. Тем более Ельцин не мог забыть позицию Кравчука при недавнем мятеже заговорщиков в Кремле (ГКЧП). Однако общие интересы сближают даже врагов, а здесь всего лишь был определенный дискомфорт в общении, всего-то ничего, по стандартам большой политики.
Ельцин позвонил в Минск, председателю Верховного Совета Белоруссии Станиславу Шушкевичу, сказал, что им следовало бы переговорить. Шушкевич сразу же пригласил Ельцина в Минск. Позже Кравчук скажет, что Минск они избрали для своей «тайной вечери» в силу его относительной изолированности от крупных центров политических событий, как город не очень большой, дающий «шанс сохранить встречу в тайне».
Что можно сказать относительно этих маневров? Вызывающий цинизм, мошенничество — тремя часами ранее Ельцин заявляет публично, на весь мир, «Союзу — быть!» и тут же ведет тайные переговоры с лидером другой крупной союзной республики с целью быстрее сокрушить этот самый Союз. Так фактически два лидера самых крупных союзных республик стали на заговорщический путь. И очень быстро вовлекли третьего (белорусского) в свои замыслы. Некоторые — таких очень много — восхищаются «блестящей» тактикой ельцинистов, они считают ложь, мошенничество, удары в спину и прочие подлые приемы неизбежными средствами политической борьбы, насмехаются над честными, прямыми, принципиальными политиками, полагая их «устаревшими» для успешной деятельности на современной политической сцене.
На деле это совершенно не так — подлый арсенал борьбы — это удел слабых политиков, свою ограниченность, интеллектуальную несостоятельность и слабость они пытаются компенсировать за счет негодных средств и методов и в конечном счете проигрывают более сильному и благородному противнику — об этом свидетельствует вся мировая политическая история.
Тем временем Горбачев «работал» над своим проектом ССГ, пытаясь сконструировать его таким образом, чтобы он мог удовлетворить амбициям самых «суверенных» лидеров союзных республик. Дело, однако, осложнилось (для Горбачева и СССР ) тем, что вскоре на Украине прошел референдум о суверенитете и абсолютное большинство граждан поддержало полную самостоятельность этой республики. Ее немедленно признали Канада, Польша и целый ряд других стран.
5 декабря Горбачев, наконец, подготовил свой последний вариант Договора о СНГ и передал его Ельцину. Ельцин сообщил Горбачеву, что он должен «на днях встретиться с Кравчуком… относительно ситуации с топливом в зимний период» и может передать проект «Договора» Кравчуку. Горбачев предложил Ельцину подписать этот «документ» как предварительный, сказал, что попросит об этом же и Кравчука; он, Горбачев, согласится на любые изменения текста «документа» в ходе парламентских обсуждений — важно, чтобы первыми поставили свои подписи руководители России и Украины. Ельцин ответил, что он лично не возражает, но опасается реакции Верховного Совета — ему надо согласовать этот вопрос с Хасбулатовым. Но он может постараться убедить Кравчука, с которым, как он сообщил Горбачеву, должен встретиться на днях. Горбачев остался доволен «податливостью» Ельцина.
И вот 7 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще, возле деревушки «Вискули», вблизи границы между Белоруссией и Полыней, в охотничий домик для партийно-государственной элиты съехались делегации трех славянских республик (России, Украины и Белоруссии). Вечером состоялся разговор Ельцина и Кравчука. Ельцин привез с собой последний вариант горбачевского проекта Договора и вручил Кравчуку. Он передал содержание своего последнего разговора с Горбачевым относительно того, что «Украина вправе внести любое изменение, пересмотреть целые параграфы, даже составить новую редакцию — при единственном условии: она должна предварительно подписать этот договор». Ельцин задал Кравчуку вопрос: «Подпишите ли вы этот документ, будь то с изменениями или без них?» При этом Ельцин сказал, что ставит свою подпись в зависимость от его, Кравчука, подписи под рассматриваемым документом.
Таким образом, создавалось впечатление, что судьба Договора целиком зависела от Украины. Такова была тактика Ельцина — он умело подвел в качестве организатора развала СССР Кравчука. « Я ответил: «Нет», — вспоминал позже Кравчук. (Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния. Под общей ред. М.К Горшкова и В.В, Журавлева М.: Терра, 1992. С. 439.) Естественно, что оба президента перешли к теме — необходимости предложить «альтернативу горбачевскому проекту договора».
Такая «альтернатива», собственно, у Ельцина уже была — в папках его соратников ( Бурбулис, Гайдар, Шахрай, Козырев и др.) были готовы разные варианты документов. Они мастерски разыграли сцену, представив случившееся не как заговор, а как некую спонтанную реакцию на тупик, в котором оказался СССР к тому времени (напомним, этот «тупик» — следствие целенаправленных действий высших представителей ельцинистов). Даже министр иностранных дел Белоруссии так и не понял, как блистательно они были разыграны — он утверждал, что все «бумаги», и прежде всего «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», были подготовлены в Вискулях, в том числе и им самим. Соглашение подписали: за Республику Беларусь —
С. Шушкевич и К. Кебич, за Россию — Б. Ельцин и Г. Бурбулис, за Украину — Л. Кравчук и В. Фокин. Была принята также «Декларация» о прекращении существования СССР как «геополитической реальности». Основные актеры этого политического театра утверждали позже, что они составляли «документы» чуть ли не «на коленях», без всякой предварительной подготовки. Это верно в части, касающейся белорусской делегации, и отчасти — украинской, поскольку Кравчук, как и Шушкевич, не предполагал, какой «сюрприз» им приготовила российская сторона. Но все они подписали эти документы — они становились «свободными», «независимыми» — кто будет их критиковать за такие действия? Люди уже отучились думать логично, отовсюду мощно звучат лозунги свободы и независимости. Это сладкое слово «свобода!», как многого оно стоит… Почему заговорщики избрали загородный охотничий домик в Вискулях, в глубине Беловежской Пущи? Скорее всего, в силу предотвращения их возможного ареста. Резиденция было построена специально для высших руководителей страны, оборудована спецсвязью, недалеко находилась военно-воздушная база. Ниже представлены документы, принятые «тройкой».
Таким образом, в Заявлении, которое как бы подводило политико-методологическую базу для Соглашения о выходе трех республик из СССР и создание нового Содружества, вся вина возлагалась на Горбачева, который завел СССР в тупик, не сумев подготовить новый Союзный договор.
После подписания «Соглашения» заговорщики решили ознакомить с результатами своего «совещания» Горбачева и президента США Дж. Буша. Связались. Ельцин через переводчика стал разговаривать с Бушем, а Шушкевич — с Горбачевым. Буш все время переспрашивал о смысле «соглашения», интересовался тем, знает ли о их «соглашении» Горбачев. Его заверили, что знает. Горбачев был в растерянности, упрекал в «непоследовательности», говорил, что их «соглашение» — это «пустая бумажка», она «ничего не значит» и т.д. В общем, «дело» было сделано — три руководителя союзных республик расчленили СССР.
При этом исключительно важным представлялось следующее: появившееся в ходе Беловежских соглашений 8 декабря «Содружество Независимых Государств» (СНГ) населением СССР было воспринято как чисто формальное изменение наименования государства: «СНГ» вместо «СССР». Народ СССР в своем абсолютном большинстве полагал, что фактически государство остается единым — как было предусмотрено результатами всесоюзного референдума в марте 1991 года. Сразу же после подписания соглашений о СНГ в телевизионном выступлении Ельцин сказал, что с позиций населения СССР «все остается по-старому». Отсюда — достаточно спокойное отношение народов СССР к Беловежским соглашениям. Люди были, попросту говоря, самым откровенным образом обмануты и Ельциным, и Горбачевым — в одинаковой мере.
Документы, подписанные Ельциным, Кравчуком и Шуш-кевичем, объявляли о том, что отныне СССР как «геополитическая реальность» перестает существовать. Договор провозглашал создание СНГ, как «добровольного содружества суверенных государств», он открывал возможности присоединения других самостоятельных стран, если они того пожелают. Никаких наднациональных органов в целях координации хозяйственной деятельности новых стран — членов содружества не создавалось. В то же время провозглашались: свободное обращение единой денежной единицы, сохранение единого гражданства, поездки и общение людей из государства в государство без каких-либо визовых документов, открытые границы и т.д.
Поэтому, прочитав эти документы и многоголосые оптимистические комментарии столичных «политологов», создавалось впечатление, что «ничего страшного не произошло» — практически лидеры трех республик реализовали почти тот же самый проект нового Союзного договора, о котором так долго и страстно говорил Горбачев. Даже название нового «содружества» близко горбачевскому — у Горбачева это ССГ — Союз Суверенных Государств, а подписанные 8 декабря Соглашения провозгласили создание СНГ, подумаешь, разница — всего лишь в одной «буковке».
Именно эта уверенность граждан СССР в том, что «ничего страшного не произошло», что «все остается по-старому» — этот самообман, явившийся результатом совершенно безграмотных документов, в которых говорилось одно, а подписавшие документы лица имели в виду совершенно другое, избавил страну от возможных крупнейших волнений, которые могли охватить весь СССР. Конечно, это был один из величайших актов политического мошенничества, совершенного руководителями трех крупнейших союзных республик.
И самое трагическое состояло в том, что, зная и правовую, и моральную несостоятельность подписанных документов, я, Председатель Верховного Совета России, был абсолютно бессилен что-либо предпринимать самостоятельно в плане недопущения гибели СССР. Это — исключительная прерогатива союзных властей. А Горбачев — безмолвствовал. Он смирился с распадом великой Империи, которую он получил, и в гораздо большем благополучии, чем Сталин «принял» СССР после смерти Ленина.
Но все дело в том, что авторы затеи скрыли от меня свой замысел. Я, вмешавшись, мог бы, во всяком случае, существенно улучшить подписанные ими документы, вложить в них содержание, которое, несомненно, способствовало бы интеграции, а не дезинтеграции, которая стала реальностью в последующие годы. Это, в общем, те суждения, которые не имеют практического смысла, но я их высказал Ельцину позже при первой же возможности.
Весть о «роспуске» СССР настигла меня в… Сеуле. В дни реализации заговора славянских лидеров в Беловежской Пуще я находился с парламентской делегацией в далеком Сеуле. Весть о том, что Ельцин, Кравчук и Шушкевич «распустили СССР», меня и застала там, вдали от Родины. Сотни журналистов ринулись выспрашивать мое мнение об этом событии. Что им сказать? Случилось давно ожидаемое? Да нет — мы готовы были сохранить единое государство, пусть даже в конфедеративной форме и с меньшим участием союзных республик. Какой был смысл Ельцину ликвидировать СССР, если он получал практически полную власть над Российской Федерацией, включая внешние дела? Уму непостижимо! Разве только въехать в Кремль, выкинув оттуда Горбачева? Конечно, это была мечта Ельцина, но мне казалось, что цена гибели единого государства СССР не может быть сравнимой с этой тщеславной мечтой. Оказалось, это не так…
Посоветовался с нашим послом — что он знает обо всем «этом»? Но и у него не было никакой информации но линии МИДа, хотя Козырев участвовал при «встрече тройки» в Вискулях. Попытки связаться с Москвой — Ельциным и Горбачевым — не удались; по-видимому, они не хотели что-либо говорить на эту тему со мной, выжидали.
…С борта самолета позвонил Каримову, он страшно взволнован и возмущен происшедшим, был поражен, когда узнал, что я ничего не знаю ни о «совещании» в Вискулях, ни о содержании подписанных «тройкой» документов. «Вы ведь всегда были очень близки с Ельциным, неужели он не посвятил тебя в свои планы?» — спросил Каримов. Мне стало как-то неудобно от такого вопроса. Сообщает, что Назарбаев даст точно такую же оценку. Спрашивает: «Что будем делать?» Отвечаю, что надо ознакомиться с ситуацией, разберусь по прибытию в Москву, тогда посоветуемся.
Ясно одно — это событие, так же как и ГКЧП, исправить невозможно, его результаты — роковые. Хорошо бы знать содержание документов, которые заговорщики подписали но созданию нового «Содружества»…
Весь многочасовый перелет Сеул — Москва я размышлял над качественно новой ситуацией, заносил свои мысли в дневник. Первое последствие распада Союза — резкое пространственное «сокращение» исторической России — отпадение Украины, Белоруссии, Закавказья и Средней Азии — 30% ее территории, 35% всего промышленного и сельскохозяйственного производства, уменьшение населения вдвое — с почти 300 до 150 млн человек. Соответственно, происходит сильнейшее «сжатие» как экономических, так и геополитических позиций России. Распад СССР — это не просто исчезновение Союзного государства, когда на его месте появляются Россия и еще 14 других независимых государств. Это — распад самой России. В свое время большевики восстановили именно Россию — Российскую империю, почти в пределах последней (за исключением Польши и Финляндии), она, Россия, стала именоваться как СССР. Союзные республики были определенной условностью, и тенденций к полной самостоятельности, суверенности здесь не было вплоть до очевидных неудач горбачевской модернизации.
Отныне — совершенно иная ситуация для нас, российского руководства. Велика опасность того, что процессы разложения перекинутся уже на сузившееся пространство Российской республики в ее современных межреспубликанских границах. Еще более важный вопрос — не окажется ли она под мощной пятой притяжения «атлантической цивилизации» и «не растворится» ли в ней? Задача модернизации намного усложняется в силу появившейся новой реальности — немедленной потери статуса великой державы. Никакие провозглашения относительно того, что «Россия — правопреемница СССР», не спасают от этой реальности, появившейся одновременно с подписанием документа о «роспуске» СССР.
Отныне легче втянуть на порядок ослабевшую страну в глобализационный процесс на крайне иррациональной базе — через «размывание» самостоятельности государства, превращение ее экономики в сырьевую базу «великой триады», быстрое исчезновение передовых производств, машиностроения. Это как раз те сценарии международного разделения труда, которые быстро формируются с периода, когда многие страны мира избрали монетарно-либеральные подходы в качестве реформирования национальных экономик, а также в сфере международного финансового регулирования, осуществляемого через соответствующие институты (МВФ и др.). Не думаю, что все эти вопросы были предметом серьезных раздумий «команды» Ельцина — скорее всего, они, озабоченные вопросом, как бы поскорее «скинуть» Горбачева и посадить в его кресло в Кремле Ельцина, даже не думали об этой стороне проблемы…
Конечно, это был государственный переворот, причем в самом «чистом», классическом его варианте — политическом, основанном на полной уверенности в безнаказанности со стороны государства СССР, его органов власти — их не было (парламент, правительство), или они деградировали (МВД, КГБ) либо бездействовали (президент Горбачев). Первым, кто назвал действия Ельцина, Кравчука и Шушкевича «государственным переворотом», был помощник президента СССР профессор Георгий Шахназаров, умнейший, мудрый человек, участник Великой Отечественной войны, сдержанный и рассудительный. У меня с ним сложились очень хорошие отношения, и мы часто звонили другу по разным вопросам, изредка встречались для обсуждения каких-либо сложных ситуаций. Шахназаров заявил ТАСС, что Михаил Горбачев знал о предстоящем минском соглашении «тройки» и он, Горбачев, предложил республиканским парламентам обсудить минское соглашение в качестве варианта договора ССГ.
Первоначально некоторые лидеры союзных республик, в частности Казахстана и Узбекистана, выступили с осуждением «славянского сговора», совершенного втайне от них. Казахстан может вполне быть жизнеспособным государством, поэтому дело не в том, что «нас проигнорировали». На пресс-конференции 10 декабря, после встречи в Кремле с Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, Назарбаев сказал, что после изучения текста «соглашения», которое, кстати, было для него полной неожиданностью, его больше «устраивает новоогаревский Договор о Союзе суверенных государств». Назарбаев заявил, что он против прекращения деятельности союзных структур власти, как это предусматривается «соглашением», подписанным лидерами Белоруссии, России и Украины. Что же касается судьбы Михаила Горбачева, то президент Казахстана полагает, что в настоящее сложное время он нужен стране. При этом Назарбаев был раздражен тем, что «тройка» не проконсультировалась по этому вопросу и с ним, и с другими главами республик. По его мнению, такие вопросы должны были быть вынесены на публичное обсуждение. Он назвал «пережитками средневековья любые межгосударственные образования по национально-этническому признаку», имея в виду славянский характер провозглашенного межгосударственного образования. (См.: Москва, 10 декабря, ТАСС.)
Назарбаев был раздражен основательно. Напомню, что в тот период ( то есть сразу после подавления ГКЧП) в обществе активно обсуждались кандидатуры на пост Союзного премьера, в основном речь шла о Назарбаеве. Его непрерывно подвергали атаке журналисты, добиваясь ответа на вопрос: «Когда он, Назарбаев, приступит к исполнению обязанностей главы Правительства СССР?» Конечно, он отрицал для себя такую возможность. Но я уверен, что если бы Горбачев, не затягивая этот вопрос, собрал бы Верховный Совет СССР или даже на том, первом его заседании после ГКЧП, которое начало свою работу 26 ноября (на котором я выступил с докладом), предложил бы утвердить Назарбаева Союзным премьером — обстановка качественно сложилась бы иная. Ельцин уже не смог бы действовать так развязно и суверенно. Но… Горбачев был сломлен морально сильнейшим образом, он не сумел практически предпринять ни одного шага для сохранения Союза, даже с позиций самосохранения на посту Союзного президента.
Учитывая неприятие беловежских договоренностей лидерами среднеазиатских республик (Назарбаев, Каримов и др.), Ельцин сильно встревожился и стал «обрабатывать» прежде всего Назарбаева. Договорился с ним о том, что нужна встреча глав всех республик, которые могли бы не просто «присоединиться» к Соглашению, а заявить свое участие в «организации СНГ» ( то есть им было предложено стать «отцами-основателями» Содружества); наметили дату и место проведения такой встречи-совещания — 21 декабря в столице Казахстана, Алма-Ате.
На этой встрече был принят целый пакет документов, в том числе Протокол к Соглашению о создании СНГ, Алма-Атинская Декларация и ряд других документов (см. ниже).
Такие решения были приняты главами 11 бывших союзных республик, которые еще раз подтвердили о кончине СССР и приняли целый пакет документов, регулирующих, на их взгляд, созданное ими «содружество». Конечно же, Горбачеву надо было выехать на эту встречу, занять председательское место и убедить в необходимости сохранить для будущих поколений союзное государство, пусть и в конфедеративной форме. Помню, как нервничал Ельцин, боясь, что Горбачев прибудет в Алма-Ату и «по-хозяйски» начнет управлять ситуацией. Тем более что близкую Назарбаеву точку зрения высказал Ислам Каримов, президент Узбекистана. Он, в частности, сказал, что «Минское соглашение создает определенные проблемы, и мы не можем сразу определить наше отношение к нему. Нам нужна информация из первых рук для соответствующих выводов». Позже уточнил, что склонен «поддержать горбачевский проект». Президент Молдавии Мирча Снегур заявил, что соглашение, подписанное президентами трех республик, — это их внутреннее дело… Но мы хотим, чтобы эти документы не мешали нашей работе». Но прошло всего две недели, и большинство глав республик изменили свое отношение к Беловежским договоренностям — они увидели, что в них не содержатся никакие обязывающие ограничения на пути их «полной суверенности». При этом все клялись, что действуют в интересах народа.
Об этом сказал сразу же после совещания в Вискулях один из главных (если — не главный) «похоронщиков» СССР Геннадий Бурбулис, первый заместитель главы правительства России (то есть Ельцина), на пресс-конференции: «Главная причина, которая привела нас в Минск… — это недопустимость медлить с решением проблем, связанных с интересами населения большинства наших государств…» Егор Гайдар, другой первый заместитель главы правительства Ельцина (по экономике), конкретизировал, каким образом ельцинисты собираются решить проблемы населения этих самых «наших государств»: «После Минского соглашения либерализация цен в России начнется 2 января 1992 года» (см.: Москва, Общество-пресса, 10 декабря 1991 г.).
Горбачев не использовал этот последний шанс выиграть в этом политическом шахматном турнире у своих противников — он направил в адрес участников Алма-Атинского совещания письмо с рекомендацией изменить наименование СНГ на «Союз Европейских и Азиатских Государств» (СЕАГ), нечто, напоминающее название сахаровского проекта нового Союза «Союз Советских Республик Европы и Азии». Участники Совещания немного поиронизировали на эту тему и приняли «Декларацию» и ряд других документов, приведенных выше.
Алма-Атинская Декларация и другие документы, принятые на этом Совещании, имели исключительно важное значение для ельцинистов — они фактически узаконили ( в той мере, в какой это было возможным) осуществленный ими политический переворот, направленный на уничтожение СССР.
Уже после прилета в Москву переговорил почти со всеми «вождями». Горбачев растерян, говорит, что «не ожидал такого удара в спину». Прошу уточнить, что он намерен делать как Союзный президент. Отвечает, что «сделанного — не исправить… с ратификацией поступай, как сам считаешь нужным!». Это — уже правильный вывод. Теперь важно узнать мнение других республик. Советуюсь с коллегами Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Армении — все говорят, что намерены «признать» факт распада СССР. А что касается «ратификации» (или «не ратификации!), — их мнения никто не спрашивал, поэтому они «не обязаны» рассматривать «подписанные «тройкой» документы» как обязывающие для них важно само событие — прекращение существования СССР.
Почему нам в России надо было спешить с ратификацией? Это прежде всего было связано с фактором «Армия», в том числе с войсками, дислоцированными на Украине, особенно на Западной Украине, в Казахстане ( там была миллионная Армия), Прибалтике, сложнейшим образом складывалась ситуация в Закавказье. Ко мне приходили министр обороны, начальник Генштаба — они сообщали о тревожных настроениях среди офицерства. Если бы армейское руководство заявило бы протест против «развода» СССР, скорее всего, начались бы прогестные выступления, но всей видимости, пролилась бы кровь. Высшие генералы поддержали решения Ельцина и его коллег из Украины и Белоруссии, затем и Алма-Атинскую Декларацию. Они просили поддержать принятые президентами республик решения, которые не всеми воспринималась как «законные», авторитетом Верховного Совета России. Это, конечно, исходило от Ельцина — он непрерывно звонил мне, просил ускорить ратификацию документов на Верховном Совете, беспокоился но поводу исхода вопроса. Я заверил его, что исход голосования может быть только один — утвердим решения «тройки», хотя документы, разработанные и подписанные ими, безграмотны до безобразия. Напомнил ему о моем проекте «конфедерации», который был разработан в конце 1990 г. и опубликован в январе 1991 г. в печати, я его передал тогда Ельцину. Спросил, почему не использовали этот документ, он составлен юридически и политически более грамотно, чем документы о СНГ в Вискулях.
Я. Мой проект был составлены не наспех, писал я его не на «коленях», как утверждают некоторые из числа делегации, а явился плодом длительных размышлений и изучения опыта многих стран мира, имеющих конфедеративные системы.
Ельцин. Я о нем забыл…
Я. Конечно, «забыл». Вам надо было дождаться, пока я уеду из страны, чтобы вляпаться в историю, хотя все это можно было сделать лучше, сохранив «лицо», в том числе Горбачева.
Ельцин. Руслан Имранович, видит бог, мы не собирались делать то, что произошло. Совещание было посвящено вопросу топливного обеспечения наших республик. Союзных властей, как вы знаете, нет… Слово за словом, родилась идея — нет смысла больше «цепляться» за СССР. Горбачев ничем не управляет…
Я. Конечно же, не управляет, в том числе благодаря вам, Борис Николаевич. Вы же не дали ему возможности сформировать союзное правительство — как он может управлять огромной страной в таких условиях?
Ельцин. Ну, не совсем так.
Я. Хорошо, Борис Николаевич, мы ратифицируем Договор и Соглашение о роспуске СССР и создании СНГ. Вы только не торопите — надо основательно «поработать» над ситуацией..
Через неделю Верховный Совет ратифицировал документы «тройки»… Это было неизбежным делом, не меняющим сути происшедшего. Горбачев был индифферентен. С точки зрения государственно-правовой, с юридической точки зрения Россия — это всего лишь одна из 15 республик, составляющих СССР. А президент этой республики выступил инициатором «роспуска» СССР при молчаливо-созерцательной позиции союзного президента. Занять иную позицию Российский парламент, как мне «советовали» некоторые, не мог и не должен был.
Выступая на сессии Верховного Совета по этому вопросу, я назвал развал СССР величайшей трагедией, заметил, что дело давно шло к распаду СССР, ему был нанесен сокрушительный удар августовским переворотом (ГКЧП). И нам, Верховному Совету, как бы это ни было неприятно, придется ратифицировать документы «тройки», подписанные 8 декабря 1991 г. Кажется, «против» было подано 5 или 6 голосов — все понимали неизбежность случившегося и невозможность исправить эту ситуацию, каким бы ни было наше решение. Ельцин въехал в Кремль, в кабинет Горбачева, он стал властителем России. Быстро стала качественно изменяться обстановка вокруг Ельцина — в наших взаимоотношениях исчезли былая простота, искренность, стали реже встречаться, Ельцин почти перестал со мной советоваться по важнейшим делам государственной политики. Ускоренно росла численно президентская администрация. Ей уже не стало хватать тех многочисленных помещений, в которые ранее располагались союзные органы ЦК КПСС и целый ряд союзных министерств и ведомств. Огромное число новых «советников», типа пустышки Александра Владиславлева, которые «советовали» Горбачеву вплоть до крушения СССР, ринулись в окружение Ельцина. Но что умного они могли «насоветовать»? Склоки, интриги, дрязги, доносительство. А государственное дело буксовало… Как ни странно, то, что не смогли сделать бывшие соратники Горбачева по Политбюро ЦК КПСС (ГКЧП), успешно проделали «демократы», при явной поддержке бывших «хозяев» страны — номенклатуры КПСС.
«Узаконение» распада СССР произошло, однако, позже — исчезновение СССР произошло даже не тогда, когда 25 декабря в 19.00 президент СССР Михаил Горбачев, на виду телезрителей, подписал Указ о сложении полномочий Верховного главнокомандующего, а на следующий день, 26 декабря 1991 г. В это день в Кремле в последний день провела свое заседание палата Верховного Совета СССР — Совет Республик. На этом заседании депутаты из пяти азиатских республик, остававшихся в СССР до самого конца, приняли четыре документа: Декларацию о прекращении существования СССР как государства и субъекта международного права; Постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судей СССР; Постановление об освобождении от должности членов коллегии Прокуратуры СССР; Постановление об освобождении от должности председателя Госбанка СССР В.Геращенко и его первого заместителя В.Куликова.