Современное состояние образования

Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом: Первый общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖ, вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятель­ности» (ОБЖ) (Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56). Школьный возраст — наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопас­ность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских зна­ний и здорового образа жизни, основы военной службы. Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов, из них 5 дней (40 часов учебного времени) отводится на учебные сборы при воинских учреждениях; реализуется в 10-11 классах общеобразователь­ных учреждений.

Указанная программа в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучаемых ответ­ственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Еже­годно около 14-15 млн учащихся изучают курс ОБЖ в более чем 60 тыс. школ страны и столько же — в других ОУ

Второй уровень образования по БЖ — подготовка специалистов инженерно-техни­ческих работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и применяемые технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая и эксплуатируя технику, специалист обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологич­ность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее эколо-гичности и безопасности.

Решение задач БЖ при разработке и эксплуатации социальных, военных и иных тех­нических систем невозможно без знания уровней допустимых воздействий вредных факто­ров на человека и природную среду, а также негативных последствий, возникающих при нарушении требований безопасности.

Знания БЖ важны также и для педагогов всех специальностей, которые готовят кадры для нужд промышленного производства. Обучение в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов безопас­ности труда на курсах по специальности или специализации.

Третий уровень образования — подготовка инженеров и специалистов по безопасности жизнедеятельности, то есть специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю без­опасности техносферы и экологичности различных объектов, мониторингу окружающей среды, эксперты по охране труда, безопасности детского досуга, разработчики экобиоза-щитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка социальных, образовательных и технических систем и производств с позиций БЖ, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖ на местном и региональном уровнях.

Для реализации этого уровня образования в нашей стране с 1994 года введены новые специальности: 330100 «Безопасность жизнедеятельности», 330200 «Инженерная защита окружающей среды» (по отраслям), 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (по отраслям), 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также напра­вление 553500 «Защита окружающей среды». Вузы активно откликнулись на это решение. Подготовка кадров ведется уже более чем в 100 вузах России. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 553500 и специальностям группы 330000 определены соответствующими государственными стандартами. Государ­ственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусма­тривает включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для технических спе­циальностей в объеме 187 часов. Для остальных направлений и специальностей изучение вопросов безопасности предусмотрено в рамках 100-часовой программы. В половине обра­зовательных учреждений высшего профессионального образования имеются кафедры без­опасности жизнедеятельности. В образовательных учреждениях среднего профессиональ­ного образования БЖ изучается по 68-часовой учебной программе.

Четвертый образовательный уровень — последипломное образование. Это связано с тем, что наука о безопасности постоянно развивается, совершенствуются методы контроля негативных факторов, прогноза их появления и оценки последствий воздействия, защиты от опасностей и негативного воздействия, расширения и видоизменения техники защиты. С течением времени в профессиональной деятельности происходит не только приобретение практического опыта, но и потеря знаний, умений и навыков. Кроме того, развивается при­выкание человека к опасности, появляется мнимая адаптация к опасности. Все это требует введения в систему непрерывного образования последипломного образования (обучения), которое призвано восполнить утерянные знания и навыки. Этот уровень образования реа­лизуется в системе повышения квалификации. Как правило, последипломное образование (обучение) имеет узкопрофессиональную направленность в форме общего курса БЖ или в виде специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах институтов повышения квалификации — при Министерстве чрезвычайных ситуаций (МЧС) РФ и других подобных структур.

На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподава­ния ОБЖ и БЖ имеет первостепенное значение для снижения количества погибших и ране­ных в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля преподавание этих дисциплин остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопас­ности населения.

Образовательная область ОБЖ внесена во все действующие государственные стан­дарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования, особое вни­мание уделяется вопросам усиления подготовки учащихся и персонала образовательных учреждений к действиям в опасных техногенных, криминальных и иных ситуациях.

Новая редакция Государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального обучения по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (квали­фикация — учитель БЖ) открыла дополнительные возможности для повышения качества подготовки специалистов по безопасности для образовательной и социальной сферы. В обновленном стандарте предусмотрен отказ от громоздких курсов в пользу выделения более компактных и актуальных дисциплин предметной подготовки, дополнительных специали­заций, востребованных обществом. Усилены теоретические, социологические, психологи­ческие, социально-правовые, культурные, медико-гигиенические аспекты подготовки буду­щих педагогов в сфере БЖ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: