Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для всех детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.
Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, сухие листья, макулатура и проч.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению школьных построек.
Иногда на территории, прилегающей к школе, сжигают опавшие листья. Это также опасно, поскольку тлеющие листья могут быть занесены ветром на кровлю здания или слуховое окно и стать причиной пожара.
Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов, подъездов к школьным зданиям: они не должны ничем загромождаться, чтобы пожарные машины всегда имели возможность проехать на территорию школы без препятствий.
Воды, которую привозят с собой пожарные автомобили-цистерны, обычно хватает всего на 10-15 мин, поэтому если пожар принял угрожающие размеры, пожарные используют местные водоисточники — пожарные гидранты. За ними должен быть обеспечен надлежащий уход: крышки гидрантов регулярно очищаются от мусора и земли, а на стене ближайшего строения крепится табличка с указанием месторасположения гидранта.
В здании школы учащиеся должны обеспечивать противопожарный порядок (не жечь спички, свечи, бумагу и проч.). Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасный выход». В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности. Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудоваться устройствами самозакрывания в исправном состоянии. На двери должна быть надпись о месте хранения ключа, если она заперта. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой.
При определении фактического количества эвакуационных выходов учитываются только те, которые удовлетворяют определению понятия «эвакуационный выход». Все выходы, не удовлетворяющие этим требованиям, не считаются эвакуационными и в расчет не принимаются.
Размеры эвакуационных выходов и путей должны быть такими, чтобы процесс эвакуации был кратковременным и наиболее безопасным для здоровья и жизни людей.
Лестницы — важнейший путь эвакуации. Под ними нельзя устраивать помещения для мероприятий и хранения инвентаря. Коридоры школ нельзя загромождать столами, шкафами, партами и проч. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах.
Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.
Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения о пожаре, к которым относятся внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и звуковые сигналы.
Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т. д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков хранятся в определенном месте, доступном в любое время суток. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.
В зданиях образовательных учреждений запрещается:
• производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
• использовать горючие материалы для отделки стен и потолков эвакуационных путей (лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и проч.);
• устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов, вестибюлей;
• снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными
клетками;
• забивать двери эвакуационных выходов;
• применять в целях отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
• использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и пр. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);
• устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
• проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в помещениях при наличии в них людей;
• применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;
• производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
• производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации с применением открытого огня (для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок);
• оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.
Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты, учебные мастерские и компьютерные классы. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы. Чтобы не допустить несчастных случаев, в упомянутых помещениях работы разрешаются проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта. Кроме того, существуют общие правила, предписания и инструкции пожарной безопасности в химических лабораториях при использовании и хранении взрывчатых и воспламеняющихся веществ, электроприборов и т. д.
Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, в этих помещениях нельзя заправлять авто- и авиамодели, ракеты горючими жидкостями. Эту процедуру выполняют на открытом воздухе под руководством руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легко воспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах.
В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После завершения работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.
Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противовопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях, внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). Внутренние пожарные краны, пожарные рукава периодически должны подвергаться техническому обслуживанию путем пуска воды под давлением.