Война во льдах

Кто бы мог подумать, что именно Арктика — огромная мертвая территория, покрытая тол­стым слоем льда, — станет настолько стратеги­чески важным объектом в распределении миро­вых сил? Одно из, казалось бы, немногих досто­инств Арктики — проходящие в Северном Ледо­витом океане Северный морской путь и Северо-Западный проход, которые должны быть весьма удобны для перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и наоборот. Но, поскольку судо­ходный период в этом районе строго ограничен по времени, использование этих морских путей никому не принесло особой выгоды. Суэцкий канал все еще находится далеко впереди Север­ного морского пути по количеству проходящих по нему морских судов. Впрочем, вполне воз­можно, это лишь вопрос организации правиль­ной рекламной акции и выгодных тарифов.

Границы сегодняшних владений России в Арктике определены в Постановлении ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, и до сих пор никаких претензий тезисы этого документа не вызыва­ли. Исключением можно считать лишь неболь­шой конфликт с Норвегией вокруг участка в Ба­ренцевом море, площадь которого составляет 175 тыс. кв. км. Споры, связанные с этой зоной, периодически возникали, но так же быстро зати­хали. До недавнего времени Арктику можно бы­ло использовать только как туристическую зону или территорию для научных исследований. Но в середине XX века в Арктике было сделано не­сколько открытий, перевернувших бытовавшие до тех пор представления об этой безлюдной земле. Как выяснилось, под арктическими льда­ми, и в том числе на дне Северного Ледовитого океана, покоятся колоссальные запасы природ­ных ресурсов. В то же время начались разработ­ки технологических инструментов для добычи нефти и газа из-подо льда и морского дна.

Особо внушительные по объемам запасы то­плива были обнаружены в морях западной части Арктики. На участках шельфа, проходящих в этих районах, была начата деятельность по раз­работке месторождений, что немедленно вызва­ло интерес мирового сообщества. Шаги в освое­нии этих месторождений предприняла, в част­ности, Норвегия (проект «Снёвит»). Кроме того, началась подготовка к разработке Штокмановского месторождения и месторождения Приразломное. Еще несколько исследований подтвер­дили, что Арктика обладает колоссальными за­пасами ресурсов, после чего около 20 стран на­чали претендовать на право освоения шельфа.

После этих событий принятые мировым пра­вом условные границы Арктики приходится пе­ресматривать с новой точки зрения. И на сей раз передел этих территорий будет проходить в условиях жестокой конкуренции. В борьбе за Север планеты уже участвуют США, Канада, Япония, Китай, Германия и Россия, а также Бразилия, Индия, Южная Корея и множество других государств. Эксперты уже сейчас заявля­ют о возможности вооруженных столкновений, причем именно в Арктике они должны стать наиболее ожесточенными. Предполагаемыми со­юзниками России, по прогнозам аналитиков, могут стать Дания или Норвегия. Однако в са­мой Норвегии и в США ходят слухи о возмож­ном альянсе этих стран и их союзничестве в разработке шельфа. Подобные слухи спровоци­рованы участием норвежской компании «СтатойлГидро» в экспедиции по разведке нефтяных месторождений в Чукотском море. Эта компа­ния отдала за проведение экспедиции 14 млн долларов.

Но в данный момент конфронтация в основ­ном связана с притязаниями России на терри­тории хребтов Менделеева и Ломоносова. Все остальные страны, участвующие в борьбе, наце­лились на то, чтобы в первую очередь вывести из игры Россию. Об этом прямым текстом за­явила заместитель госсекретаря США Клаудия

МакМюррей на конференции в Тромсе, посвященной проблемам Арктики. Конференция про- | ходила через месяц после возвращения российской экспедиции. МакМюррей недвусмыслен­но заявила о том, что российские действия в Арктике и попытки доказать, что хребты Ло­моносова и Менделеева есть продолжение Вос­точно-Сибирской платформы, являются «эго­центричными» и направленными на извлече­ние единоличной Выгоды. Природные богатства Арктики, как считает МакМюррей, должны при­надлежать транснациональным корпорациям. Именно такое решение вопроса помогло бы, по ее словам, избежать возникновения серьезных (вплоть до вооруженных) конфликтов в регио­не. Россия же тем временем лишь пытается наи­более веско обосновать свое право на собст­венный арктический сектор, закономерно опа­саясь того, что в ближайшее время это привыч­ное разделение вновь будет оспорено. Вполне естественно, что другие государства выступают активно против России, ведь даже организация интернациональной добычи нефти будет для них более выгодной, чем секторальное разделе­ние: при нем большая часть ресурсов Арктики «уйдет» России.

Сейчас владения России в Арктике ограниче­ны с запада 32-м меридианом и с востока 180-м меридианом, согласно Постановлению 1926 го­да, действовавшему до 1997 года. В 1997 году Рос­сия присоединилась к Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 года.

Согласно этой Конвенции, вокруг прибреж­ной границы приарктических государств уста­навливается 200-мильная экономическая зона. За пределами этой зоны находятся воды Миро­вого океана, которые не принадлежат никому. Любая из приарктических стран, как гласит Конвенция, имеет право предъявлять претензии на любые территории за пределами своей экономической зоны.

Однако государства имеют право претен­довать только на ресурсы, находящиеся за пре­делами экономической зоны, но они не могут ограничивать судоходство и присваивать воды Мирового океана. Только одно может позволить государству расширить свои требования — до­казательства того, что шельф Мирового океа­на продолжает континентальный шельф, на ко­тором располагаются территории государства. Кроме того, страна может подать заявку в ООН только в течение 10 лет после ратификации Конвенции, и площадь территории притяза­ния не может быть больше, чем 150 миль. Но, поскольку шельф может простираться на гораз­до большее расстояние, государство имеет право претендовать на всю его территорию. Таким об­разом, Россия пытается доказать, что ей истори­чески принадлежат 12 млн кв. км континенталь­ного шельфа. Эта зона может подарить России 4,9 млрд тонн углеводородного топлива — ко-

лоссальный объем. Именно с целью обосновать свое право на эту территорию Россией в 2007 году была отправлена экспедиция в Северный Ледовитый океан.

Интересующие Россию территории носят на­звание хребтов Ломоносова и Менделеева. До сих пор считалось, что хребет Менделеева имеет вулканическую природу, а хребет Ломоносова не является продолжением Евразийского мате­рика. Российская экспедиция пыталась доказать обратное: оба этих хребта с географической точ­ки зрения могут считаться частью современной территории России. Если бы эти тезисы удалось доказать и с доказательствами России согласи­лась бы Комиссия ООН, то Россия стала бы полноправным хозяином месторождений в этом районе Ледовитого океана.

Это не первая заявка России, поданная в Комиссию ООН. Подобная просьба уже была подана в 2001 году и была отклонена. Многие эксперты считают, что, скорее всего, такая же участь ждет и новую заявку, ведь это напрямую связано с конфликтом России с США и дру­гими приарктическими государствами. Помимо того, что согласие на притязания России бы­ло бы слишком решительным шагом в сторону обострения межгосударственных отношений, с географической точки зрения также имеются разногласия. В особенности это касается хребта Менделеева: большинство ученых считают его продолжением срединного хребта Атлантического океана. Что касается хребта Ломоносова, то относительно его происхождения достигнут определенный компромисс, и многие ученые соглашаются с мнением России.

События последних лет ярко иллюстрируют обострение мирового интереса к Арктике. Со­всем скоро вокруг нее разгорится нешуточная борьба за будущее владычество над мировыми ресурсами, а следовательно — за контроль над экономическим балансом всего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: