При функционировании химически опасных объектов не исключается вероятность как острого кратковременного поражения людей токсичными веществами, так и хронических отравлений малыми дозами за период функционирования объекта в штатном режиме [5, 8, 60,112]. Кроме того, для местного населения существует опасность попадания опасных количеств токсикантов ( а также продуктов их деструкции ) во внешнюю среду, причём не только в случае аварий, но и при штатном функционировании объекта. Одной из мер своевременного предупреждения поражений токсичными веществами и тем самым снижения степени опасности подобных объектов является моноторинг состояния здоровья персонала и местного населения с одновременным контролем качества внешней среды.
Мониторинг — (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) определяется [29] как наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Различают 3 главных ступени мониторинга:
— глобальный биосферный;
— региональный геосистемный или природохо-зяйственный;
— локальный биологический (в том числе и прежде всего — санитарно-гигиенический).
Мониторинг как система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека — один из необходимых элементов государственной структуры, обеспечивающих устойчивое развитие общества. Его целью выступает совокупная оценка разномасштабных явлений — естественных, в первую очередь гидрометеорологических, за которыми возможно только наблюдение и их параметрическое отражение, и антропогенных процессов несоизмеримо меньшего масштаба, определяющих уровни нарушения биохимического состояния окружающих сред. Последние нуждаются не только в отражении, но и в контроле с выходом на управление хозяйственными решениями.
По аналогии с радиационноопасными объектами [23] мониторинг предприятий, имеющих в обращении токсичные химические вещества, должен обеспечивать надзорные и контролирующие функции. Ведомствами (органами), специально уполномоченными государством, должен проводиться в установленном порядке санитарно-токсикологический контроль технологических процессов и оборудования, связанных с функционированием объекта химического оружия. Такой контроль с учетом особенностей конкретного объекта, должен обеспечивать в первую очередь динамическое наблюдение за уровнями токсических доз в районах размещения хранилищ (мест ликвидации или захоронения) химического оружия с учетом особенностей устройства этих хранилищ, геоморфологии прилегающей территории и размещения на ней населения.
Мониторингу подлежат атмосферный воздух в зонах выбросов отходящих газов, в рабочих и вспомогательных помещениях, а также в санитарно-за-щитной зоне и за её пределами. Кроме того, объектами мониторинга являются поверхностные, подземные и сточные воды, почва и донные отложения, а также представители растительного и животного мира. Для полноты и всеобъемлемости наблюдений может потребоваться определение отравляющих веществ и продуктов их разложения и в других объектах, например, в технологических отходах уничтожения этих токсикантов.
Требования к данным регионального геосистемного могиторинга обусловлены задачами оценки текущих гидрометеорологических параметров и соответствующего им состояния природно-культурных систем, в прогнозировании развития ситуаций и, зачастую, непосредственно определяются входными данными в расчетные инженерные модели распространения примесей и накопления их в окружающей среде. Поэтому по возможности более раннее обнаружение изменений в районе расположения химически опасных объектов и знание отвечающего этому моменту гидрометеорологических параметров окружающей среды ставят следующие задачи:
— непрерывное автоматическое измерение физико-химических и метеорологических параметров окружающей среды на уровне датчиков, автоматической регистрации изменений и передачи первичной информации в центр наблюдений;
— сбор и первичную обработку контрольной информации, наполнение электронной базы данных;
— обработку базы данных: структуризацию, упорядочение входящих величин, обеспечение доступа к ним по запросам в удобном для пользователя виде;
— расчетные оценки текущих состояний : выявление опасных и аварийных уровней загрязнения, масштабных территориальных характеристик (оперативный анализ) и модельного прогноза ситуаций;
— хранения полученной информации и периодического замещения баз данных после статистической отработки замещаемой информации по ситуационному анализу по истечению нормативного времени хранения.
Трудность в практике организации мониторинга отдельных типов химического оружия, как и других жидких и газоаэрозольных реагентов, состоит в отсутствии единых общепризнанных и верофициро-ванных методик расчётов их трансформаций в природных средах. Используемые на отдельных производствах методики оценки обстановки при авариях с выбросом или проливом токсикантов и других опасных химических веществ, используемых в технологическом процессе уничтожения отравляющих веществ, являются противоречивыми и использующими разные входные параметры. Результаты расчётов по таким методикам могут отличаться в десятки раз, и поэтому они не могут считаться надёжной основой для прогнозирования аварийных ситуаций на объектах хранения и уничтожения химического оружия.