Проблемы избавления человечества от огромного количества отравляющих веществ являются чрезвычайно сложными и многоплановыми, требующими для своего решения привлечения специалистов из многих областей знания таких, как химия и химическая технология, экология, физика, математика и механика, аэродинамика и метеорология, металловедение, биология, медицина и ряда других.
В нашей стране широким фронтом ведутся работы практически по всем этим направлениям, однако продвижение в решении проблемы не соответствует опасностям и угрозам, которые она таит в себе. Многие прогрессивные наработки в области ликвидации отравляющих веществ не получают не только признания, но и компетентного научного обсуждения, так как эта тематика является монопольно захваченной несколькими институтами.
Замалчиваются для общественности факты, что объекты хранения химического оружия опасны не только при авариях, но и при обычном функционировании, что они способствуют накоплению токсикантов в органах реципиентов риска, попадая в конечном счёте по пищевым цепочкам на стол человека. Это наряду с общей техногенной нагрузкой является одной из причин появления новых заболеваний, ухудшает с каждым новым поколением состояние здоровья населения близлежащих регионов и сокращает продолжительность жизни.
Территории вокруг объектов хранения химического оружия не оборудованы приборно-измеритель-ной базой для осуществления их экологического мониторинга, не раскрыты места захоронений химического оружия и нет планов, как избавиться от отравляющих веществ и продуктов их распада в таких местах. Крайне слабыми и неубедительными являются разрабатываемые сюжеты и сценарии возможных аварийных ситуаций на объектах химического оружия, послеаварийный период вообще нигде не рассмотрен.
Следует указать,что несмотря на эти и многие другие недостатки решение проблем токсической опасности химического оружия России продвигается усилиями честных людей, озабоченных судьбой страны. Об этом свидетельствует начавший свою работу объект по уничтожению иприта, люизита и ип-ритно-люизитных смесей в посёлке Горный Саратовской области. Начало работ на других арсеналах недопустимо затягивается.
Отметим, что такое явно не нормальное отношение к здоровью и жизням целых поколений характерно не только для нашей страны, но и для других «цивилизованных» стран. Общественность стран балтийского региона таких как Дания, Бельгия, Швеция, Германия, обеспокоенная бесконтрольным выловом морепродуктов рядом с подводными химическими свалками, встречает мощное противодействие правительств обсуждению этой проблемы, так как ограничение лова рыбы в Балтийском море может подорвать экономику этих стран. Интересы рыбного бизнеса оказываются предпочтительнее и важнее здоровья нации …
Принцип экологической безопасности состоит в обязанности представителей государственных органов в центре и на местах осуществлять свою деятельность, не допуская экологических бедствий и катастроф, — умышленное или халатное нанесение ущерба здоровью людей аморально и преступно. Безисход-ность ситуации состоит в том, что принимать решения, способные кардинально продвинуться в вопросах ликвидации токсикантов, поручено, как правило, тем же «деятелям», которые разрабатывали рецептуры отрав и способы их наиболее эффективного применения против «капиталистических агрессоров».
После перестройки в России эти люди быстро поняли ситуацию и сами «записались в капиталисты», прибрав к рукам доходные производства, однако не хотят раскрывать свои аморальные дела в советский период, а потому всячески препятствуют рассекречиванию документов, касающихся разработки, изготовлению и опытной проверке компонентов химического оружия. Без рассекречивания этой тематики, включая места и способы захоронений некондиционных отравляющих веществ на нашей земле,не будет доверия людей к принимаемым решениям.
Только атмосфера взаимного доверия населения, представителей природоохранных организаций, ответственных работников власти и сотрудников объектов хранения и уничтожения химического оружия может «сдвинуть с места» решение этих крайне болезненных для общества проблем. Наивно ожидать каких-либо действий от «химического начальства», разоблачающего самого себя. Поэтому удел простых людей незавиден: терпеть, взывать к Всевышнему, чтобы беда повременила, и ждать прихода других руководителей: прогрессивных и не обременённых старорежимным стереотипом мышления. Призывать к разуму и здравомыслию в такой ситуации бессмысленно.
Решение этой, на первый взгляд тупиковой ситуации, видится в проведении, если потребуется на самом высоком уровне государственной власти и в приоритетном режиме, следующих мероприятий:
— немедленном рассекречивании всех теоретических и экспериментальных материалов, касающихся проблемы химического оружия;
— считать проблему ликвидации химического оружия первоочередной задачей, имеющей для страны один из наивысших приоритетов;
— создать экспертный Совет независимых учёных — специалистов в области химии токсичных веществ и, в первую очередь, технологов, физиков и специалистов в других областях знания, способных в кратчайшие сроки приступить к решению проблемы выбора наиболее эффективной и оптимальной технологии уничтожения химического оружия, находящегося в складах, в земле или под водой, и всего комплекса задач, которые возникают при этом.
Результаты работы Совета независимых экспертов должны регулярно докладываться и обсуждаться на международных научнопрактических форумах. Политические решения проблем химического оружия должны приниматься руководящими органами страны только по рекомендациям экспертного Совета.
Становление демократической России, в которой происходят глобальные политические преобразования, невозможно без осознания важности безотлагательного решения проблемы обеспечения химической безопасности. Общество, будучи источником прогрессивных преобразований, во всё большей степени испытывает на себе пагубные последствия наличия закрытых для предметного обсуждения тем и засекречиваемых объектов в природоохранной сфере. Надо помнить, что за любое сокрытие информации о возможных негативных последствиях удобных ведомствам решений «химических начальников» своим здоровьем будем расплачиваться не только мы, но и наши дети.