Мониторинг хранения химического оружия

При функционировании химически опасных объектов не исключается вероятность как острого кратковременного поражения людей токсичными ве­ществами, так и хронических отравлений малыми дозами за период функционирования объекта в штатном режиме [5, 8, 60,112]. Кроме того, для мест­ного населения существует опасность попадания опасных количеств токсикантов ( а также продуктов их деструкции ) во внешнюю среду, причём не толь­ко в случае аварий, но и при штатном функциониро­вании объекта. Одной из мер своевременного преду­преждения поражений токсичными веществами и тем самым снижения степени опасности подобных объектов является моноторинг состояния здоровья персонала и местного населения с одновременным контролем качества внешней среды.

Мониторинг — (от лат. monitor — напоминаю­щий, надзирающий) определяется [29] как наблюде­ние, оценка и прогноз состояния окружающей сре­ды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Различают 3 главных ступени мониторинга:

—  глобальный биосферный;

— региональный геосистемный или природохо-зяйственный;

—   локальный биологический (в том числе и прежде всего — санитарно-гигиенический).

Мониторинг как система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в связи с хо­зяйственной деятельностью человека — один из необ­ходимых элементов государственной структуры, обес­печивающих устойчивое развитие общества. Его це­лью выступает совокупная оценка разномасштабных явлений — естественных, в первую очередь гидроме­теорологических, за которыми возможно только на­блюдение и их параметрическое отражение, и антро­погенных процессов несоизмеримо меньшего масшта­ба, определяющих уровни нарушения биохимическо­го состояния окружающих сред. Последние нуждают­ся не только в отражении, но и в контроле с выходом на управление хозяйственными решениями.

По аналогии с радиационноопасными объекта­ми [23] мониторинг предприятий, имеющих в обра­щении токсичные химические вещества, должен обеспечивать надзорные и контролирующие функ­ции. Ведомствами (органами), специально уполно­моченными государством, должен проводиться в ус­тановленном порядке санитарно-токсикологический контроль технологических процессов и оборудова­ния, связанных с функционированием объекта хи­мического оружия. Такой контроль с учетом особен­ностей конкретного объекта, должен обеспечивать в первую очередь динамическое наблюдение за уров­нями токсических доз в районах размещения храни­лищ (мест ликвидации или захоронения) химическо­го оружия с учетом особенностей устройства этих хранилищ, геоморфологии прилегающей террито­рии и размещения на ней населения.

Мониторингу подлежат атмосферный воздух в зонах выбросов отходящих газов, в рабочих и вспо­могательных помещениях, а также в санитарно-за-щитной зоне и за её пределами. Кроме того, объекта­ми мониторинга являются поверхностные, подзем­ные и сточные воды, почва и донные отложения, а также представители растительного и животного ми­ра. Для полноты и всеобъемлемости наблюдений мо­жет потребоваться определение отравляющих ве­ществ и продуктов их разложения и в других объек­тах, например, в технологических отходах уничто­жения этих токсикантов.

Требования к данным регионального геосистем­ного могиторинга обусловлены задачами оценки те­кущих гидрометеорологических параметров и соот­ветствующего им состояния природно-культурных систем, в прогнозировании развития ситуаций и, за­частую, непосредственно определяются входными данными в расчетные инженерные модели распрост­ранения примесей и накопления их в окружающей среде. Поэтому по возможности более раннее обнару­жение изменений в районе расположения химически опасных объектов и знание отвечающего этому мо­менту гидрометеорологических параметров окружа­ющей среды ставят следующие задачи:

—  непрерывное автоматическое измерение фи­зико-химических и метеорологических параметров окружающей среды на уровне датчиков, автоматиче­ской регистрации изменений и передачи первичной информации в центр наблюдений;

—  сбор и первичную обработку контрольной ин­формации, наполнение электронной базы данных;

—  обработку базы данных: структуризацию, упорядочение входящих величин, обеспечение до­ступа к ним по запросам в удобном для пользователя виде;

—  расчетные оценки текущих состояний : выяв­ление опасных и аварийных уровней загрязнения, масштабных территориальных характеристик (оперативный анализ) и модельного прогноза ситуа­ций;

—  хранения полученной информации и перио­дического замещения баз данных после статистичес­кой отработки замещаемой информации по ситуаци­онному анализу по истечению нормативного времени хранения.

Трудность в практике организации мониторин­га отдельных типов химического оружия, как и дру­гих жидких и газоаэрозольных реагентов, состоит в отсутствии единых общепризнанных и верофициро-ванных методик расчётов их трансформаций в при­родных средах. Используемые на отдельных произ­водствах методики оценки обстановки при авариях с выбросом или проливом токсикантов и других опас­ных химических веществ, используемых в техноло­гическом процессе уничтожения отравляющих ве­ществ, являются противоречивыми и использующи­ми разные входные параметры. Результаты расчётов по таким методикам могут отличаться в десятки раз, и поэтому они не могут считаться надёжной основой для прогнозирования аварийных ситуаций на объек­тах хранения и уничтожения химического оружия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,179 сек. | 17.38 МБ