Пребывание химических отравляющих веществ в складских помещениях должно отвечать следующим требованиям:
— быть гарантированно безопасным в течение всего срока хранения изделий;
— исходные компоненты и продукты их разложения не должны контактировать с объектами природных сред;
— отвечать, по возможности, низкому уровню экономических затрат.
В 1996 году была принята Программа ликвидации химического оружия, имеющая статус президентской, по которой в кратчайшие сроки должно было быть построено семь заводов по уничтожению — в семи регионах, где размещены наиболее крупные арсеналы: Горный, Леонидовка, Почеп, Щучье, Кизнер, Камбарка и Марадыковский. Первый такой объект введён в эксплуатацию в конце 2002 года в посёлке Горный Саратовской области, ввод остальных планируется в ближайшие годы. Следует отметить,что химические боеприпасы в значительно меньших объёмах,кроме того, имеются [4] на складе Центрального военно-химического полигона (ЦВХП) в Шиханах, а также на химплощадке в г.Чапаевске.
Помещения, в которых размещено смертонос-ргое оружие, не соответствуют современным требова-
Просторы нашей страны превращаются в свалку токсических отходов.
Такими заборами ограждены многие химически опасные объекты.
ниям его безопасного хранения. Хранилища либо не имеют системы автоматической сигнализации о наличии паров отравляющих веществ в воздухе,либо укомплектованы приборами такой системы в незначительной степени. Отмечается отсутствие принудительной вентиляции и стационарной системы вентиляции,неудовлетворительное состояние боеприпасов и ёмкостей из-за коррозии наливных горловин и внутренних стенок цистерн, поражённых ржавчиной на глубину более 3 мм. Техническое состояние хранящихся продуктов также не удовлетворительное. Изменение физико-химических свойств отравляющих веществ привело к необратимому изменению их токсикологических характеристик. Произошли фазовые изменения отдельных продуктов и их смесей вплоть до превращения токсикантов в вязкую массу.
Данные о наиболее крупных арсеналах и складах химического оружия России, а также о количествах и видах отравляющих веществ на них приводится, например, в [4]. В сравнительно небольших количествах оно имеется на хранении, как правило, в старых и плохо оборудованных складских помещениях более, чем двадцати населённых пунктов европейской и азиатской частей нашей страны.
Необходимо отметить, что несмотря на небольшие объёмы хранящихся на этих складах ОВ, их опасность для персонала помещений хранения и населения близлежащих поселений может быть несравненно выше, чем от крупных арсеналов. Это объясняется расположением химически опасных объектов в густонаселённых провинциальных городах, имеющих скромный бюджет, отсталую контрольно-измерительную базу складских помещений, а также недостаточным контролем слабо информированной общественности. Поэтому вероятность аварии на небольших провинциальных объектах хранения отравляющих веществ болыне,чем на крупных арсеналах.
Арсеналы и относительно небольшие склады объединяет с объектами уничтожения химического оружия, а также объектами по демилитаризации бывших производств химического оружия негативные воздействия на природные среды при их работе -атмосферу, гидросферу, почву. Эти воздействия определяются выбросами и сбросами из непрерывно действующих организованных и неорганизованных источников токсического воздействия. Продолжительность действия источников зависит от времени функционирования объекта.
Организованные источники указанных выше объектов выделяют регламентированные количества опасных химических веществ с отработанными газами, паром и вентиляционным воздухом, а также производственные сточные воды и твёрдые отходы. Неорганизованные источники в виде абгазов, сточных вод и твёрдых отходов появляются при проведении профилактических и ремонтных работ, а также при отборе проб токсических сред и при работах с пришедшими в негодность ёмкостями с отравляющими веществами и потерявшими герметичность боеприпасами.
Компонентный состав выбросов в атмосферу и сбросов определяется, в основном, спецификой хранящихся или уничтожаемых отравляющих веществ и реагентов, применяемых для их обезвреживания. Кроме того, в выбросах будут присутствовать химические компоненты, привносимые вспомогательными объектами промзоны и объектами инженерной инфраструктуры.
Твёрдые отходы объектов хранения и уничтожения химического оружия, а также объектов по демилитаризации бывших производств химического оружия должны передаваться для захоронения на специально оборудованные полигоны, а жидкие отходы — поступать на дальнейшую переработку.