Избавление от некондиционного и дефектного химического оружия затоплением в морях и океанах практиковалось вскоре после его создания,однако массовый характер эти действия приобрели после 2-ой Мировой войны, когда в мире накопились целые горы никому не нужной отравы. Затапливались изделия химического оружия и во внутренних водоёмах [121].
В Балтийском и Северном морях союзниками по антигитлеровской коалиции в 1947 году было затоплено [5, 43] более чем 300 тыс.тонные трофейные запасы химического оружия (в основном в виде боеприпасов), обнаруженные на территории Германии; в прибрежных водах Японии — японский боезапас. Затопление проводилось вместе с баржами и трофейными судами, на которых оно было загружено. Причём вместе с трофейным затапливалось и своё оружие. США регулярно до 1969 года проводили затопления устаревшего и дефектного оружия в Атлантике на списанных транспортных судах; СССР кроме Балтийского моря проводил массовые затопления устаревших боеприпасов в Белом, Японском и Баренцевом морях (в общей сложности не менее 10 2 тыс.тонн [4, 43]), Франция — в Бискайском заливе и в Средиземном море,Великобритания — в Атлантике и у Внутренних Гебридских островов (175 тыс.тонн в основном боеприпасы). В открытой печати [43, 60] приводятся данные о затоплении США химического оружия возле Австралии.
Если в первые послевоенные годы затопления химического оружия регулировалось специально созданным [90] международным «Комитетом по захоронению отравляющих веществ», то в последующий период гонки вооружений этот процесс принял бесконтрольный характер. Правительства и военные ведомства стран — обладательниц химическим оружием скрывают от мировой общественности сами факты затоплений в морях до 1985 года и их истинные масштабы. Поэтому невозможно точно подсчитать суммарное количество затопленных отравляющих веществ в акваториях мирового океана, но думается оценка в 10 6 тонн не будет завышенной.
Это поистине чудовищное количество отравы представляет огромную опасность для жизни планеты. Через какое то время боепрпасы и ёмкости проржавеют и токсичное их содержимое начнёт поступать в окружающую среду. Известно, что отравляющие вещества многие десятилетия сохраняют свои токсичные свойства, и поэтому не приходится надеяться на их самопроизвольное разложение с потерей этих свойств. Например, в [5] отмечается, что иприт, попавший в воду из проржавевших металлических контейнеров через многие десятилетия, превратился в желеобразные сгустки, но не потерял свою токсичность. Контейнеры были затоплены сразу же после второй мировой войны. Это означает, что физико-химические процессы разложения отравляющих веществ в водной среде происходят достаточно медленно и продукты их распада длительное время остаются токсичными. Другой опасностью затопленных боеприпасов является угроза возникновения новых химических веществ при контакте их жидких наполнителей с морской водой, токсичность которых может превышать исходную. Медленно, но постоянно действующая на окружающую среду высокотоксичная отрава и продукты её взаимодействия с водой приведут к необратимым изменениям в биоценозах прилегающих к местам затоплений значительных водных объёмов. Отравленные воды могут погубить не только морские организмы, но и через пищевые цепочки негативно воздействовать на людей. Одно из таких отдалённых воздействий связывают со способностью боевых отравляющих веществ влиять на живые организмы на генетическом уровне, вызывая изменения генетического кода и приводя к неизбежным и не предсказуемым мутациям реципиентов через несколько поколений. Существует мнение авторитетных учёных о том, что балтийские морепродукты угрожают жизням людей на генетическом уровне.
Решение этой дорогостоящей и чрезвычайно сложной проблемы может быть реализовано только совместными усилиями мирового сообщества. Для устранения этой планетарной угрозы необходимо выявлять неизвестные ещё места затоплений химического оружия, а за известными осуществлять наблюдение, определяя степень сохранности ёмкостей и токсическое состояние продукта. Придонные течения и потоки наносов способны уносить изделия на большие расстояния от мест затоплений и без постоянного мониторинга не обойтись.
Массовые затопления химического оружия являются потенциальной угрозой человечеству, которая может быть инициирована любым внешним воздействием, приводящим к залповому выходу продукта во внешнюю среду. Это может быть землетрясение, цунами, взрыв глубинной бомбы, террористический подрыв, обрушение на лежащие на дне объекты химичского оружия затонувших кораблей и т.п.
Инвентаризация токсических подводных свалок необходима, чтобы не допускать в эти места рыболовные суда, которые тралами нарушают процессы заиления боеприпасов и способствуют их разгерметизации.
Хорошо сохранившиеся изделия, затопленные россыпью, можно извлекать и уничтожать на специально созданных плавучих заводах или в специальных подводных объёмах — «колоколах»; боеприпасы, затопленные вместе с кораблями, — могут быть залиты бетоном в виде саркофагов. За местами затоплений должно быть организовано постоянное наблюдение. Регулярный мониторинг должен дать ответ о химической трансформации оставшихся на дне боевых зарядов в результате их длительного пребывания в воде. В первую очередь это относится к Балтийскому морю, на дне которого насчитывается около 60 химических свалок. Кроме того, необходимо давать гласную экспертную оценку экологической опасности захоронений и затоплений химического оружия в морях и океанах Земли, принявших в прошлом массовый характер.