Формирование у противника негативной установки по отношению к войне

Как свидетельствует опыт психологической войны, попытки подрыва боевого духа, морально-политическо­го состояния военнослужащих противника обречены на провал в двух случаях:

во-первых, при неблагоприятном для нас ходе бое­вых действий;

во-вторых, при высокой степени психологической и идеологической готовности к войне страны-противника.

Данными причинами причинами объясняется крайне низкая эффективность пропаганды Красной Армии на польские войска в 1918-21 гг., на финские в ходе «зим­ней войны» 1939-40 гг., на немецкие в первые два года Великой Отечественной войны. Во всех этих случаях ин­формационное воздействие сталкивалось и с неприяти­ем враждебной пропаганды, и с сильными националис­тическими настроениями.

Если же уровень морально-политического состояния противника недостаточно высок, а боевые действия скла­дываются неудачно для него, то психологическое воздей­ствие имеет все шансы оказаться результативным. Так было, например, в период англо-аргентинского конфлик­та за Фолклендские острова. Военнослужащие Аргенти­ны имели низкий боевой дух, их подразделения в целом значительно уступали английским войскам по качеству вооружения, боевой подготовке, техническому оснаще­нию.

Психологические операции английских войск своди­лись к демонстрации их превосходства и уверенности в победе; доказательству бессмысленности дальнейшего сопротивления аргентинских войск; пропаганде пра­вомерности капитуляции и сдачи в плен. Для подрыва морального духа аргентинцев производились много­численные «беспокоящие» вылазки коммандос и морских пехотинцев. Удачно в пропагандистском плане был ис­пользован факт потопления аргентинского крейсера «Ге­нерал Бельграно», вместе с которым погибла большая часть экипажа.

Эффективной была и психологическая операция США во время вторжения на остров Гренада (1983 г.), поскольку морально-психологическое состояние ее во­еннослужащих являлось низким, значительная часть на­селения поддерживала США, а сторонники свергнутого в 1979 г. президента Э. Гейри даже участвовали в обы­сках домов, в арестах и допросах пленных и местных жителей.

Выделяют следующие основные направления содер­жания информационно-пропагандистских материалов рассматриваемого направления:

— разъяснение бесперспективности войны, ее ката­строфических последствий для страны и для каждого отдельного человека;

— убеждение в безнадежности положения и бессмыслен­ности дальнейшего сопротивления войск противника.

Характерный пример — некоторые листовки, приме­нявшиеся воюющими странами в ходе Второй мировой войны. Основной задачей использованных в них аги­тационных материалов был показ безнадежности по­ложения и бессмысленности дальнейшего сопротивления. Первый пример — немецкая листовка апреля 1940 г. с изображением Жанны Д’Арк, оплакивающей Францию (рис. 6). Второй — немецкая листовка мая 1940 г. (рис. 7) для французских и английских солдат, окруженных в райо­не Дюнкерка.

Нередко применялось и применяется оформление листовок в виде денежных знаков. Это делают, во-пер­вых, для привлечения внимания объекта воздействия, более внимательного восприятия текста пропагандист­ского материала. Характерный пример — американская листовка-пропуск, рассчитанная на иракских солдат, лицевая сторона которой представляла собой точное воспроизведение иракской банкноты достоинством в 25 динаров.

Во-вторых, деньги в качестве носителя пропаганды используют для показа того, что ценные бумаги против­ника по сути никакой ценности не представляют. А это, в свою очередь, доказывает неспособность противника выиграть войну и дискредитирует его руководство. Так, японцы во время Второй мировой войны выпускали на захваченных ими Филиппинах свои банковские билеты

достоинством 10 песо. Американцы напечатали листов­ки в виде таких купюр, но на одной стороне поместили ироническую фразу «Сфера взаимного процветания — чего она стоит?», а потом сбросили на территорию про­тивника (рис. 8). В Бирме американцы сбрасывали с са­молетов листовки в виде японских оккупационных банк­нот достоинством 5 рупий, на обратной стороне которых напечатали текст, высмеивающий оккупантов (рис. 9).

Следует отметить, что один и тот же агитационно-пропагандистский материал может служить сразу не­скольким целям. Например, американская листовка с рисунком известной художницы Кете Кольвиц (1867—

1945) с надписью «Терпи!… и напрасно» (рис. 10) рас­пространялась среди немецких солдат на фронте для того, чтобы: а) формировать у них негативное отношение к войне; б) дискредитировать военно-политическое руко­водство Германии; в) создавать представление о крайне тяжелом положении гражданского населения в тылу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: