Формирование у противника отрицательного отношения к возможной войне

Основная цель психологического воздействия в этом направлении — подрыв морально-политического и пси­хологического потенциала противника, формирование среди военнослужащих и гражданских лиц устойчивой отрицательной установки по отношению к возможной войне. Специалисты считают, что надо доказывать ее бесперспективность и разрушительные последствия сразу в двух аспектах: а) для страны в целом и б) для каждой семьи. В результате можно существенно ослабить мо­ральный дух народа и армии противника, а иногда даже предотвратить войну.

СССР и США неоднократно достигали своих поли­тических целей путем простой демонстрации военной силы (проводили учения возле границ тех или иных го­сударств, посылали военные корабли к их берегам, кон­центрировали войска, делали другие демарши). Так, Советский Союз размещал свои оперативно-тактические ракеты на Кубе и возле границы с Китаем. США посы­лали свои эскадры в воды Северной Кореи и Вьетнама в 40-ые — 60-ые гг., Ирака в 80—90-ые гг., Гаити в 1994 г. и т.д.

Помимо этого широко применяется система эконо­мических санкций, направленная на подрыв основных отраслей экономики государства-противника. Экономи­ческие санкции предпринимались против Ирака, Юго­славии, Кубы, Ливии, других стран. Они влекут за со­бой значительное снижение уровня жизни основной массы народа, гиперинфляцию, нехватку многих необ­ходимых товаров и т.д. Морально-психологическое со­стояние большинства народа (а также военнослужащих как его части), изнуренного длительным экономическим кризисом или запуганного демонстрацией превосходящей военной мощи обычно снижается.

В угрожающий период каждое государство стремит­ся прежде всего создать благоприятную для себя обста­новку на международной арене и в стране противника. Так, в период англо-аргентинского конфликта за Фол­клендские острова (1982 г.) Великобритания осуще­ствляла эффективное психологическое воздействие на военнослужащих и гражданское население Аргентины. Основной акцент был сделан при этом на доказательст­во бессмысленности сопротивления аргентинских войск, оккупировавших архипелаг. Одновременно Великобри­тания распространяла выгодную для себя информацию в странах Британского содружества, НАТО и ЕЭС, а че­рез них и в других странах мира. В результате ей уда­лось склонить международное общественное мнение на свою сторону.

США в ходе операции на Гаити также удалось до­биться поддержки своих действий мировой обществен­ностью. Резолюция Совета Безопасности ООН № 940 санкционировала «создание многонациональных сил под единым командованием и использование всех необходи­мых средств для отстранения на Гаити военных от вла­сти». Кроме того, американское правительство смогло интернационализировать конфликт путем вовлечения в него воинских контингентов некоторых стран Карибского бассейна, Латинской Америки и Европы (в том числе Польши).

Стратегическая психологическая операция Израиля против организации «Хезболлах» в Ливане (1993 г.) пре­следовала аналогичные цели. В ходе ее израильское ру­ководство стремилось не столько запугать непримиримую часть палестинцев, сколько заручиться поддержкой мирового общественного мнения.

Содержание информационно-пропагандистских мате­риалов, направленных на формирование среди военно­служащих и населения противника отрицательного от­ношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.

Например, французская листовка 1939 г. (рис. 1), выпущенная для немцев незадолго до начала войны с Германией, доказывала превосходство Англии и Фран­ции над Германией по всем главным экономическим по­казателям.

Во-вторых, они с помощью аргументации или зри­тельных образов раскрывают те отрицательные послед­ствия, которые неизбежно влечет война для конкретных военнослужащих и их семей.

Так, на французской листовке, выпущенной в мае 1940 г. для немецких военнослужащих, был изображен лежащий на земле скелет в немецкой военной форме и написано «Гитлеровский выход (из положения)».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: