Групповая принадлежность людей как объектов психологического воздействия

В большинстве случаев объектом психологического воздействия выступает не один человек, а целые соци­альные группы людей.

Существуют следующие виды социальных групп:

1)по размеру — группы большие, средние, малые, микрогруппы;

2) по общественному статусу — формальные (офи­циальные) и неформальные (неофициальные);

3)  по устойчивости взаимосвязей членов группы друг с другом — реальные (контактные) и условные (формаль­но выделенные по какому-то признаку);

4)  по уровню развития — диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы;

5)  по значимости для членов — референтные (эта­лонные) и нереферентные.

Большие группы — это общности людей, существу­ющие в масштабах общества, развивающиеся по соци­ально-психологическим закономерностям проявлений массовой психики, и в отличие от малых групп не пред­полагающие обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, об­щественное мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (на­ции и народности), религиозные конфессии, партии и об­щественные организации, возрастные группы и т.п.

Предприятия, общественные организации, воинские части, территориальные общности (жители одного рай­она, села, поселка) обычно относят к средним социаль­ным группам. Существуют также многообразные малые группы, то есть небольшие общности людей, между чле­нами которых существуют непосредственные контакты, а также иерархические отношения господства (лидерст­ва, популярности, авторитетности, симпатии/антипатии) и подчинения. К малым группам относятся семьи, неболь­шие воинские подразделения, соседи, дружеские компа­нии и т.д. Каждая малая группа обладает определённой структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутригрупповых межличностных отноше­ний.

Психологи различают также формальные и нефор­мальные малые группы. Первые имеет заданную из­вне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее ус­тановленными, официально фиксируемыми целями, за­дачами, инструкциями, уставами. Неформальная груп­па складывается на основе личных симпатий и антипатий. Характерно, что в формальной группе также имеют ме­сто неформальные отношения между ее членами, поэто­му успех ее деятельности во многом зависит от того, насколько совпадают друг с другом ее формальная и неформальная структуры.

В тех малых группах, где устанавливаются очень прочные межличностные связи (экипаж летательного ап­парата, боевой машины, расчет РЛС и т.д.), наблюдает­ся весьма высокий уровень общности взглядов, крайне редко отмечаются какие-то особые мнения (а тем более действия), идущие вразрез с мнением большинства. Ус­тановлено, однако, что лидеры малых групп более под­вержены влиянию извне, чем рядовые члены.

Следовательно, в интересах правильной и эффектив­ной организации психологической войны в обязательном порядке требуется уточнять групповую принадлежность объектов воздействия.

В частности, предпочтительными объектами психо­логического воздействия являются:

—  военнослужащие недавно сформированных и ре­зервных частей;

—  военнослужащие окруженных подразделений;

—   личный состав подразделений, понесших большие потери в ходе боевых действий;

—   группы военнослужащих, недовольные курсом пра­вительства и вовлечением страны в войну;

—   военнослужащие частей, находящихся в худшем материально-бытовом положении чем другие;

—   подразделения, в которых отмечены проявления социальных, национальных, религиозных и других кон­фликтов;

—   группы солдат и офицеров противника из числа национальных меньшинств;

—   слои, группы, кланы и другие общности граждан­ского населения, недовольные своим правовым, эконо­мическим, социальным положением;

—   пацифистские, диссидентские и некоторые рели­гиозные группы.

Военнослужащие вновь сформированных частей и ре­зервисты обычно более подвержены психологическому воздействию, чем кадровые воины, поскольку между ними еще нет сплоченности и они недостаточно готовы к бое­вым действиям — как профессионально, так и морально. Солдаты, попавшие в окружение или отрезанные от своих войск тоже являются удобным объектом психологичес­кого воздействия, поскольку сомневаются в своей даль­нейшей судьбе, а кроме того испытывают трудности в материально-бытовом и техническом обеспечении.

Весьма перспективным объектом психологического воздействия специалисты считают представителей наци­ональных меньшинств в лагере противника. Это связано с тем, что национальные меньшинства всегда находятся в определенной психологической (нередко еще и в пра­вовой, экономической, социальной, религиозной) изоля­ции от основного этноса, часто подвергаются всякого рода притеснениям. Один из недавних примеров эффек­тивного психологического воздействия на национальные меньшинства — американская пропаганда на курдов в ходе войны в районе Персидского залива. Курдов уда­лось поднять на вооруженное выступление против ре­жима Саддама Хусейна.

Кроме того, национальные меньшинства, являющие­ся выходцами из государства, враждебного той стране, в которой они проживают, могут вести подрывную дея­тельность против нее из националистических побужде­ний. Не случайно США во время Второй мировой войны опасались подрывных действий со стороны достаточно большой японской диаспоры. Они либо интернировали этнических японцев в специальных лагерях (как это было на Гавайях), либо депортировали их вглубь страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,135 сек. | 11.44 МБ