Характеристика радиовещания

Радиовещание в интересах психологической войны — это использование широких возможностей многочислен­ных радиостанций для воздействия на большие аудито­рии войск и населения противника. Никакое другое сред­ство массовой информации не может сравнится с радио по широте охвата аудитории. Сейчас около 80 стран мира осуществляют радиовещание на заграницу.

В угрожающий период и в боевых условиях роль ра­дио значительно возрастает. Это связано с обеспечен­ностью радиоприемной аппаратурой не только населе­ния, но и личного состава вооруженных сил на всех : театрах боевых действий. Кроме того, радио чрезвычай­но широко используется как средство связи и управле­ния в вооруженных силах всех стран мира, а в военно-морском флоте оно фактически является единственным средством связи.

Радиовещание имеет следующие достоинства:

Своеобразие восприятия информации. Речь по радио является одновременно средством эмоционального воз­действия (через интонации, смысловые паузы, акцент, порядок расстановки слов, музыку, шумы) и средством интеллектуального воздействия (смысл слов).

Имитация прямого общения с людьми. В радиовеща­нии отправитель информации и ее адресат находятся в состоянии акустического контакта, благодаря чему воз­никает «эффект соучастия». Он сближает их и способ­ствует лучшему восприятия информации.

Высокая оперативность сообщения информации ад­ресату. Затраты времени на подготовку радиограмм обычно незначительны по сравнению с временем, необ­ходимым на подготовку печатных, изобразительных, те­левизионных материалов;

Способность охватывать массовую аудиторию. Ра­диослушатели при этом относятся к разнообразным по социальному и национальному составу, возрасту, полу, образованию, вероисповеданию категориям людей.

Широкие возможности вешания. Радиовещание и при­ем можно осуществлять в любое время суток, в любую погоду, в любых условиях, в том числе в условиях ин­тенсивного боя. Оно позволяет вести также и скрытую (замаскированную) пропаганду, ибо слушателю (даже профессиональному радисту) далеко не всегда удается определить истинного автора передачи. А действитель­ное местонахождение радиостанции можно определить только с помощью радиопеленгаторов.

Большой диапазон жанров. Существует множество различных видов и жанров радиопередач, обусловлива­ющих исключительную гибкость радиопропаганды.

Вместе с психологическое воздействие посредством радиовещания имеет также слабые стороны и недо­статки в сравнении с другими формами психологичес­кой войны, обусловленные:

— необходимостью готовности объекта воздействия слушать передачу противника (между тем, прослуши­вание вражеских радиопередач в угрожающий период и военное время, как правило, сурово преследуется);

— определенными ограничениями акустического вос­приятия информации по сравнению с печатной продук­цией (оно носит разовый характер, нельзя вернуться к сказанному ранее, невозможно уточнить непонятное сло­во или фразу);

— ограниченностью радиовещания строго определен­ной продолжительностью передач;

— необходимостью наличия у слушателя исправной приемной аппаратуры;

— возможностью глушения радиопередач и пелен­гования противником радиопередающих станций в це­лях их подавления;

— появлением в армиях многих стран технических средств, позволяющих автоматически переводить радио­приемные устройства на запасные частоты либо пере­ходить на засекреченные каналы связи.

Радиопропаганда осуществляется через широковеща­тельные радиостанции, через штатные подвижные радио­вещательные станции органов психологической войны, а также путем вхождения в радиосети противника.

Воздействие через широковещательные радио­станции. Радиовещание с использованием широкове­щательных радиостанций имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием очень мощных средневолновых и УКВ-передатчиков.

Объектами широковещательной радиопропаганды являются: население государства-противника и особен­но его прифронтовой полосы; боевые подразделения вооруженных сил противника, находящиеся во вторых эшелонах, исходных районах, районах сосредоточения, на отдыхе; части связи; подразделения других родов войск (тыловые, технические, специальные и т.п.).

Необходимыми условиями для приема широковеща­тельных передач выступают при этом знание слуша­телями частоты и времени вещания радиостанции, а также наличие возможности и готовности слушать ее программу.

Характер и объем вещания обычно определяются задачей, поставленной перед органами психологической войны и зависят от:

— творческих и технических возможностей ее спе­циалистов;

— наличия необходимой информации;

— особенностей оперативной обстановки;

— времени, имеющегося на подготовку программы;

— особенностей аудитории радиослушателей.

Программы вещания представляют совокупность различных информационных и публицистических сооб­щений, структурно объединенных в единое целое и пе­редаваемых в течение определенного времени определен­ным категориям населения (военнослужащих) противника в соответствии с поставленными целями и задачами.

Специалисты делят программы радиовещания на сле­дующие виды:

— информационное сообщение;

— комментарий;

— интервью;

— репортаж.

Информационное сообщение — это оперативная ин­формация о важном событии, факте или явлении, пред­ставляющая интерес для большинства тех слушателей противника, на которых ведется вещание. Информаци­онное сообщение должно ответить на вопросы: что про­изошло, где, когда, кто действовал, как, почему, каковы последствия случившегося. Специалисты считают, что продолжительность каждого информационного сообще­ния не должна составлять более 1-й минуты. Сообщения можно передавать в эфир в виде тематической подбор­ки, например: «Последние известия», «Положение на фронте» и т.д.

Комментарий — это одно суждение (или несколько разных суждений) специалистов, раскрывающие суть проблемы. В комментарии они высказывают свои мне­ния, сообразуясь с тем, что считают важным донести до слушателей и что соответствует целям психологическо­го воздействия. Комментарии могут быть событийными и проблемными. Событийный комментарий служит для оценки тех или иных событий, в то время как проблем­ный призван рассматривать важный для слушателей вопрос, исследовать широкую панораму событий, дей­ствий правительства или командования противника, глу­боко анализировать факты. Продолжительность коммен­тария обычно составляет 4—6 минут.

Интервью включает в себя два основных элемента: вопросы, которые задает корреспондент компетентному лицу, и ответы последнего на поставленные вопросы. В хорошем интервью ведущий задает интервьюируемому такие вопросы, которые предположительно хотел бы поставить слушатель и на которые он хотел бы полу­чить четкие ответы, если бы оказался на месте ведуще­го. Продолжительность интервью обычно не превышает 5 минут.

Репортаж— это рассказ о происходящем событии в момент его свершения, показ происходящего звуковыми выразительными средствами. Главная цель репортажа заключается в достижении «эффекта присутствия», вы­зывающего у слушателя чувство сопереживания и обла­дающего поэтому особой силой эмоционального воздей­ствия. Репортаж длится в среднем около 5 минут. Он использует три основных выразительных средства: зву­чащее слово, шумы, музыку. Первые два — слово и шумы — он использует обязательно.

Удачно использованные шумы делают передачу ярче. Они помогают наиболее точно передать атмосферу опи­сываемого события, зрительно представить все то, о чем рассказывается. Подчас введение в передачу шумов из­бавляет от длинных описаний, экономит время. Шумы выполняют роль информационных и эмоциональных сиг­налов, придают передаче элемент достоверности, слу­жат для нее звуковым фоном, являются в целом элемен­том ее монтажа.

Музыка — важное выразительное средство в любой радиопередаче. Сочетаясь с текстом, она усиливает те или иные эмоциональные стороны передачи, создает наиболее благоприятные предпосылки для восприятия. В радиопрограмме музыка чаще всего используется как иллюстрация, или как фон сообщения. Музыкальное про­изведение (либо его часть) служит фоном для всей пере­дачи, при этом оно должно совпадать с темой передачи. Музыка может дополнительно характеризовать героя передачи, то есть в этом случае она созвучна его обра­зу. Наконец, музыка в радиопередаче может быть сред­ством характеристики конкретных (лирических, герои­ческих, драматических) ситуаций. Например, в Чечне радиостанции боевиков в своих передачах транслирова­ли современные эстрадные мелодии для воздействия на ностальгические чувства солдат федеральных войск.

Кроме того, специалисты психологической войны рекомендуют использовать такие виды передач, как очерк, политический фельетон, беседа, обзор писем, трансляция митингов и собраний, чтение списков воен­нопленных.

Подготовка всякой радиопрограммы — процесс твор­ческий, однако она всегда должна состоять из трех ос­новных элементов — вступления, основной части и за­ключения.

Вступление обычно включает в себя позывные ра­диостанции, указание ее названия и принадлежности, рабочей частоты, обращение к слушателям (наименова­ние адресата вещания), иногда — сведения о ведущих программу.

Основная часть — это совокупность входящих в радиопрограмму различных жанров. Они несут главную информационную нагрузку и отражают основную идею программы. Первым по порядку, притом весьма важным элементом основной части программы является сводка новостей. Вслед за выпуском новостей идут остальные компоненты основной части — комментарии, интервью, репортажи, беседы, обзоры писем и т.п.

Заключение является завершающим структурным элементом радиопрограммы. Оно содержит обращение к слушателям, упоминание о предыдущих передачах, ин­формацию о содержании последующих передач, назва­ние радиостанции, время и частоты ее выхода в эфир, пожелания, слова прощания. Общая продолжительность звучания программы может быть различной, но не пре­вышать 30 минут.

Вещание путем вхождения в боевые радиосети про­тивника. Вхождение в боевые радиосети противника — это такой вид радиопропаганды, для которого использу­ют войсковые радиостанции (стационарные и установ­ленные на боевой технике). Наличие в современных вой­сках значительного количества радиосетей позволяет охватить психологическим воздействием большое число военнослужащих противника, особенно в звене «взвод — рота — батальон».

Радиовещание путем вхождения в каналы управле­ния и связи противника является одним из наиболее эф­фективных способов ведения психологической войны. Опыт, накопленный ее специалистами, свидетельствует, что он лучше всего применим тогда, когда военнослу­жащие противника испытывают дефицит информации, находятся в окружении или в условиях длительной изо­ляции от своих войск. Очень важно при этом, чтобы сол­даты и офицеры противника о событиях на фронте и в тылу впервые узнавали из радиограмм, получаемых ими таким образом. Это в значительной степени повышает их интерес к осуществляемой радиопропаганде.

Эффективность вещания путем вхождения в боевые радиосети противника в значительной степени зависит также от мероприятий противника по защите своих ра­диосредств.

Для ведения радиопропаганды путем вхождения в боевые радиосети противника обычно используют сле­дующие способы:

1. Передачу сообщений на рабочих частотах противника без вызова корреспондентов. Один и тот же текст передают через равные промежутки времени на одной и той же частоте или повторяют непрерывно со сменой рабочей частоты вещания в определенной последовательности.

Передача сообщений без вызова корреспондентов дает больший эффект тогда, когда в результате длитель­ного наблюдения за радиосетью противника установле­но, что кто-либо из корреспондентов прекращает вызов других станций и переходит на прием. В этом случае не нужно представляться, а следует сразу начинать пере­дачу текста сообщения (радиограммы).

2. Радиотелефонный обмен с отдельными корреспон­дентами радиосетей противника. Осуществление его ос­ложнено тем, что радисты противника, зная о наблюде­нии контрразведки за их деятельностью, боятся выходить на связь с посторонней радиостанцией. Поэтому для того, чтобы убедиться в приеме радиограммы радистом про­тивника, от него обычно не требуют словесного под­тверждения. Вместо этого, пользуясь неофициальным переговорным жаргоном, его просят подтвердить полу­чение информации нажатием тангенты приемного уст­ройства.

3. Циркулярный вызов всех радиостанций той или иной радиосети противника. Данный способ является одним из наиболее эффективных. Его применяют в точ­но подобранное время. Так, часто головная радиостан­ция противника дает указание подчиненным быть на приеме и ждать информацию, а сама может на время отключиться. Как раз в этот момент и осуществляют вхождение в сеть противника и передают ему радиограм­мы, которые могут быть как открытого, так и скрытого характера.

В вещании путем вхождения в боевые радиосети про­тивника различают радиотелефонные сообщения и ра­диограммы.

Радиотелефонное сообщение — это короткая пере­дача информационного характера, построенная на кон­кретном фактическом материале, отличающаяся высо­кой степенью информативности и оперативностью. Цели ее могут быть разными: доведение до солдат противника информации об истинном положении на том или ином участке фронта; предупреждение о готовящемся авиа­налете, о радиационной или химической обстановке; убеждение в бессмысленности сопротивления; призыв к сдаче в плен и т.д.

Время звучания радиотелефонного сообщения в эфи­ре обычно не превышает 2 минуты. Для него характер­ны привлекающее внимание начало, быстрый переход к изложению содержания, предельная краткость, просто­та синтаксических конструкций, информационный офи­циальный стиль, ускоренный темп речи.

Радиограммы — это предельно короткие передачи продолжительностью звучания при среднем темпе речи до 1 минуты. Их структура должна быть близкой к фор­мам радиограмм, передаваемых противником. Они обыч­но содержат краткую оперативную информацию о по­ложении дел на каком-либо участке фронта или призывы. Радиограммы конкретны, ультимативны, отличаются телеграфным стилем изложения. Для них характерно отсутствие глаголов-связок, предлогов, других вспомо­гательных частей речи, использование усеченных кон­струкций, солдатской лексики противника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: