Модель внушающего воздействия

Процесс внушения представляет собой замкнутую систему «субъект-объект», которая включает три взаи­мосвязанных структурных компонента: операциональный (т.е. воздействие субъекта); процессуальный (т.е. при­нятие внушающего содержания объектом); результатив­ный (т.е. ответные реакции объекта).

Операциональный компонент внушающего воздей­ствия. В сложном акте взаимодействия субъекта и объ­екта внушения обычно выделяют два этапа: подготови­тельный и исполнительный. На подготовительном этапе субъект воздействия сначала психологически готовит объект к восприятию последующего содержания внуше­ния, т. е. снижает его сопротивляемость внушению и повышает внушаемость. Для этого он использует при­емы релаксации (психофизического расслабления), а также опирается на нечто жизненно значимое для объ­екта внушения, укоренившееся в его психике. Потом субъект «вводит» в психику объекта и закрепляет в ней нужные ему образцы мышления, психических состояний, поведения.

Обычно выделяют следующие качества субъекта, которые позволяют снизить сопротивляемость объекта внушению:

1. Авторитет субъекта. Чем авторитетнее субъект внушения (например, лицо, от имени которого осуще­ствляется внушающее воздействие), тем ниже сопротив­ляемость объекта. Авторитетный, уверенный в себе субъ­ект, как правило, выступает от своего имени, в то время как менее авторитетный и менее уверенный в себе — от имени других людей. Опыт ведения психологической войны подтверждает это. Например, в 1915 году немцы распространяли воззвание к русским солдатам от имени Николая II, имевшее значительный успех. Вот текст этой листовки:

«Возникла сия несчастная война против воли моей: она вызвана интригами Великого князя Николая Ни­колаевича и его сторонников, желающих устранить меня, дабы ему самому занять престол-Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим ве­роломным генералам, обращайте оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопаснос­ти дорогой родины!

Несчастный Ваш царь Николай И»

2. Демонстрация доброжелательности субъекта к объекту. Критичность восприятия внушающего воздей­ствия значительно снижается, если демонстрируется до­брожелательность и уважение его объекта со стороны субъекта. В практике психологической войны этот при­ем используют очень часто. Так, во время войны в Аф­ганистане было принято решение об использовании в листовках, предназначенных для оппозиционных форми­рований, обращения «обманутые соотечественники», демонстрирующее уважительное и доброжелательное отношение субъекта к объекту воздействия. Во время войны в Персидском заливе американцы использовали обращение «Мой брат, иракский солдат!»

3. Демонстрация психологического превосходства субъекта над объектом. В ситуации, когда объект вну­шающего воздействия выведен из состояния спокойст­вия (например, противник окружен, силы его на исходе, психическое состояние подавленное или растерянное) субъект должен обращаться к нему (например, с пред­ложением сдаться в плен) твердо, уверенно, спокойно.

4. Демонстрация веры субъекта в содержание вну­шения. Установки объекта воздействия легче поддаются изменению, если очевидна уверенность субъекта в том, что он сообщает. Неуверенность же субъекта может быть воспринята как его сомнение в истинности сообщения, что, естественно, передается объекту. Иначе говоря, может происходить заражение объекта от субъекта как «уверенностью», так и «неуверенностью».

5. Эмоциональная подача содержания внушения. Эмоционально окрашенные и правильно построенные лозунги, призывы, стихи, используемые, например, в печатной и радиопропаганде, оказывают больший эф­фект.

Процессуальный компонент внушающего воздей­ствия. Процесс усвоения объектом внушающего воздей­ствия весьма специфичен. В целом он сокращен по срав­нению с процессом убеждения: в нем функционируют только восприятие и запоминание, деятельность же мы­шления «выпадает» или, по крайней мере, ослабляется. Внушая, субъект воздействует готовыми формулировка­ми (выводами, идеями, призывами), а объект усваивает их полностью, частично или не усваивает вообще, но в создании формулировок не участвует. Таким образом, процесс внушения включает непреднамеренное воспри­ятие и запоминание без предварительного осмысления содержания внушения.

Особенно некритично внушающее воздействие вос­принимается тогда, когда в его содержании имеются ссылки на доверительный источник, важный документ, авторитетное лицо и т.д. В этом случае объект внуше­ния, не используя свой интеллектуальный механизм «ана­лиз-синтез», некритично воспринимает ту или иную информацию. Так, в ходе операции «Буря в пустыне» органы психологических операций США в своих пропа­гандистских материалах использовали ссылки на при­знанных исламских авторитетов из Египта, Саудовской Аравии и других стран. С помощью умело подобранных высказываний последних был составлен цикл передач о том, что данная война является «несправедливой, не имеющей ничего общего с исламским джихадом» и что отказ иракских военнослужащих от участия в войне есть «богоугодное дело». Такого рода пропаганда оказалась чрезвычайно эффективной, поскольку исламские бого­словы, известные всему мусульманскому миру, пользо­вались большим авторитетом среди иракских солдат.

При восприятии мнения авторитетного лица проис­ходит «автоматическое» включение сознания в процесс восприятия человека, доверяющего данному источнику на основе своего предыдущего жизненного опыта. Ина­че говоря, механизм внушения и механизм^доверитель-ного восприятия оказываются тесно связанными между собой. В силу доверия объекта к источнику информации происходит вытеснение его прежних установок новыми, теми, которые преподносит субъект. Это хорошо видно при анализе результативности приемов специфического и неспецифического-воздействия, о чем будет сказано ниже.

Результативный компонент внушающего воздейст­вия. Субъект внушающего воздействия всегда как-то реагирует на его содержание. Цель внушения — повли­ять на объект таким образом, чтобы его реакция соот­ветствовала целям психологической операции. Для это­го необходимо увеличить насколько возможно степень автоматизма ответной реакции субъекта воздействия. Степень автоматизма зависит:

1. От содержания внушения: его сложности, конкрет­ности, личной значимости и т.п.
Например, при прочих равных условиях, чем проще содержание внушения, тем больше шансов, что реакция на него будет автоматиче­ской, особенно, если оно не противоречит убеждениям объекта. Чем конкретнее призыв к действию, содержа­щийся во внушении, тем выше степень автоматизма от­ветной реакции.

2. От психического состояния объекта внушения. Страх, депрессия, апатия (и некоторые другие ситуатив­ные состояния), особенно в условиях войны, способст­вуют некритическому и неосознанному усвоению содер­жания внушающего воздействия. А если оно усваивается неосознанно и некритически, то ответ объекта вероят­нее всего будет автоматическим.

3. От временного интервала между воздействиями и ответной реакцией. По мере увеличения временного ин­тервала автоматизм ответных реакций на внушающее воздействие уменьшается, поскольку происходит усиле­ние критичности и общей умственной активности объ­екта.

Эффективная реализация всех компонентов внуша­ющего воздействия зависит от правильного применения его конкретных способов и приемов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: