Психологические операции на дальнем востоке. Война во Вьетнаме

В 1956 г. произошли значительные изменения в ор­ганизационной структуре службы психологической вой­ны США. Существовавшее во время корейской войны Управление психологической войны было преобразова­но в Управление специальных методов войны. Его на­значение раскрыл бывший начальник этого управления генерал У. Троксел:

«Специальные методы войны — это соединение при­емов, форм и методов психологической войны с други­ми средствами, направленными на подрыв противни­ка изнутри… Они расширяют поле боя и превращаются из временно действующего тактического средства ог­раниченного воздействия в мощное стратегическое оружие, имеющее большие потенциальные возможнос­ти».

Таким образом, психологическая война стала основ­ной частью специальных операций. Концепция специаль­ных методов войны прошла апробацию именно во Вьет­наме.

В начальный период войны в психологических опе­рациях сухопутных войск участвовали четыре роты 6-го батальона психологических операций, размещенные от­дельно друг от друга в соответствующих тактических зонах. В последующем в составе сухопутных войск была сформирована 4-ая группа психологических операций, состоявшая из четырех батальонов психологических опе­раций (6-го, 7-го, 8-го, 10-го), которые заменили роты в тактических зонах. Кроме того, значительное количество радиопередач и печатных материалов, использовавшихся во Вьетнаме, готовила 7-ая группа психологических опе­раций на японском острове Окинава и подчиненный ей 3-й экспедиционный отряд в Бангкок (Таиланд). Общая численность 7-й группы и 3-го отряда составляла 800 военнослужащих. Их офицеры тесно сотрудничали с агентством ЮСИА и радиостанцией «Голос Америки», имевшими свои отделы на Окинаве и в Таиланде.

В ходе вьетнамской войны получили дальнейшее раз­витие вопросы теории и практики психологических опе­раций. Например, стали популярны широкомасштабные обращения ко всему населению страны противника. Раньше пропагандистскому воздействию подвергался в основном личный состав войск, принимающих непо­средственное участие в боевых действиях, и население прифронтовой полосы. Для разбрасывания листовок на обширных территориях использовались стратегические бомбардировщики Б-52, транспортные самолеты Си-130 и Си-142. Всего американцы распространили 50 милли­ардов листовок, т.е. по 1500 листовок на каждого жите­ля Северного и Южного Вьетнама.

Психологическая война США во Вьетнаме проводи­лась в тесной связи с боевыми действиями американских вооруженных сил. Ее главная цель заключалась не в том, чтобы переубедить противника, а в том, чтобы вызвать неуверенность, сомнения, страх и подобные им чувства и настроения.

В своих радиопрограммах, листовках и устных пере­дачах американцы использовали аргументы в основном социально-психологического, а не политического харак­тера, постоянно прибегали к методам эмоционального воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зве­рей и птиц, изображающие голоса лесных духов, демо­нов и т.п.). Так, например, командование 1-й бригады 101-й воздушно-десантной дивизии в ночь перед наступ­лением своих войск осуществило над районом сосредо­точения войск противника передачу записанного на плен­ку пронзительного крика орла (орел — эмблема 101-й воздушно-десантной дивизии США) вперемешку с дет­скими возгласами на вьетнамском языке «папа, вернись домой!».

Иногда для психологического истощения бойцов Вьет-конга (НФОЮВ) применялась тактика звуковещания с вертолетов на определенный район в течение всей ночи. Программы звуковещания готовились под видом обра­щений «блуждающих душ» погибших к свои близким.

Основной упор органы психологической войны США делали на попытках деморализовать и запугать парти­зан Южного Вьетнама, а также войска и население ДРВ. Особенно большие надежды американское командова­ние возлагало на устрашение бомбардировками, кото­рые преследовали цель не столько уничтожить живую силу противника или разрушить его важнейшие объек­ты, сколько внушить страх и отчаяние перед военной мо­щью США. Статистика свидетельсвует, что за период активных боевых действий в Индокитае, в основном в Южном Вьетнаме, одна только авиация сбросила бомб и других боеприпасов общим весом около 8-и миллионов тонн — почти в 3 раза больше, чем сбросила американ­ская авиация на всех фронтах за годы Второй мировой войны.

Бомбардировки северовьетнамских городов, поселков, деревень в обязательном порядке сопровождались ин­тенсивной пропагандой.В радиопередачах и листовках американцы запугивали население ДРВ новыми, более интенсивными авиационными налетами. Широко ис­пользовался прием заблаговременного предупреждения о предстоящих бомбардировках. Этот прием особенно эффективно действовал в районах, прилегающих к унич­тоженным деревням и городам, так как их жители могли воочию убедиться в результатах бомбардировок.

По мнению американских теоретиков психологичес­кой войны, только сочетание деморализующего боевого воздействия на противника в совокупности с подрывной пропагандой позволяет добиться быстрого и наиболее сильного психологического воздействия на людей (нель­зя не отметить, что точно такую же тактику американ­цы использовали в Югославии в 1999 году).

Во Вьетнаме широко использовалась и наглядная агитация. В населенных пунктах расклеивали листовки и плакаты, призывающие население поддерживать сай-гонское правительство. Типичным образцом такого пла­ката является цветная фотография красивой вьетнамской девушки с рифмованным текстом: «Я деревенская дев­чонка, если будешь с вьетконговцами, я никогда тебя не полюблю». Подобным образом американские пропаган­дисты стремились управлять поведением противника на уровне бытового сознания, опираясь на чувства, общие для всех людей, независимо от национальности, вероис­поведания, политических убеждений — страх за свою жизнь, беспокойство за судьбу близких людей, сексуаль­ное влечение, восхищение прекрасным и т.д.

В ходе войны во Вьетнаме действенным стратегиче­ским пропагандистским средством стало телевидение. Американские войска создали студию и четыре переда­ющие станции, вещавшие по 6 часов в сутки. Они пере­дали вьетнамцам 3,5 тысячи телевизоров и разработали программы для гражданской и военной аудиторий. Те­левизоры были установлены в общественных местах (школах, читальнях) населенных пунктов в радиусе 60 км от Сайгона. В 1971 г. уже около 80% местного насе­ления могло смотреть телепередачи.

Для ведения радиопропаганды использовались аме­риканские и южновьетнамские радиостанции, а также некоторые передатчики Таиланда, Тайваня, Филиппин и Австралии, работавшие под непосредственным контро­лем спецслужб США. Передачи велись на вьетнамском языке и в разгар боевых действий охватывали 95 % на­селения страны, при общей продолжительности вещания 24 часа в сутки.

Военные специалисты усовершенствовали технику распространения листовок, в результате появилась воз­можность сбрасывать их с самолетов, летящих на боль­шой высоте на небольшие объекты. Компьютерный рас­чет взаимозависимости факторов высоты сброса, направ­ления и скорости движения самолета, направления и ско­рости ветра, времени снижения листовок обеспечивали значительную точность их приземления. Самолеты час­то сбрасывали листовки над Тонкинским заливом в меж­дународном воздушном пространстве, а воздушный по­ток нес их прямо в Северный Вьетнам.

Широкое распространение получила выплата денеж­ного вознаграждения в крупных размерах за сданное оружие (до 11 тысяч долларов), доставленную разведы­вательную информацию, приведенного с собой перебеж­чика (24 доллара за солдата, 2100 долларов за комисса­ра).

Именно во Вьетнаме американцы начали осуществ­лять сбор, обработку и накопление информации для нужд психологической войны с помощью ЭВМ, была также предпринята попытка создать в тех же целях единую информационную систему (PAMIS).

Несмотря на поражение США во вьетнамской вой­не, надо признать, что психологические операции были достаточно продуктивными. Так, за период боевых дей­ствий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно пе­решли на сторону противника.

Недостатки, имевшие место в осуществлении психо­логических операций во Вьетнаме, впоследствии проана­лизировала специальная правительственная комиссия. План мероприятий по их устранению включал следую­щие пункты:

— Необходимо усилить внимание к аппарату психо­логической войны со стороны правительства в целом и министерства обороны в особенности;

— Помимо военной, необходимо создать еще и граж­данскую структуру для координации мероприятий в об­ласти психологической войны;

— Необходимо увеличить численность сил и средств психологических операций в мирное время в 10 раз;

— Требуется значительно улучшить качество под­готовки резервных сил психологических операций;

— Надо создать специально для нужд психологичес­кой войны высокосовершенные мобильные радиостан­ции и телестанции;

— Необходимо использовать в интересах психоло­гической войны спутниковые системы связи (для увели­чения дальности и качества приема радио- и телестан­ций);

— Надо повысить скорость сбора и обработки ин­формации путем широкого использования компьютеров, создания единого компьютерного банка данных;

Кроме того, правительственная комиссия пришла к выводу, что Соединенные Штаты потерпели поражение во Вьетнаме в тот момент, когда лишились поддержки мирового общественного мнения и населения собствен­ной страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: