Психологическое воздействие изобразительными средствами

Воздействие изобразительными средствами — это воздействие с помощью наглядных средств, несущих сильный эмоциональный заряд. Для этого используют художественно оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схе­мы, специально организованные выставки, а также дру­гие средства, например, наклейки, нашивки, сувениры с соответствующей символикой.

Воздействие изобразительными средствами обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами психологической войны.

а) Оно основывается на эффекте многократного влияния. Демонстрирующиеся в определенном месте наглядные средства воспринимает множество людей, притом
многократно. Многократное восприятие одних и тех же плакатов и лозунгов облегчает запоминание и усвоение их материалов, способствует возникновению (или укреплению) определенных установок. Правда, следует помнить, что период экспонирования конкретного изобразительного средства все же должен быть ограничен по времени, так как один и тот же стимул, действующий слишком долго, становится привычным, перестает вызывать соответствующую реакцию.

б) Изобразительные средства воздействуют через зрительные рецепторы, то есть через наиболее емкий канал передачи информации в кору головного мозга.
Известно, что от 40 до 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Являясь многомерным стимулом, изображение на плакате или фотографии может быть насыщено значительной по объему информацией. Оно позволяет передать человеку достаточно полное описание событий более экономным способом (в сравнении с текстом) с точки зрения законов восприятия. Кроме того, то, что мы видим своими глазами, вызывает меньше сомнений, быстрее и легче принимается как истина. Особенно это относится к фотографии.

в) Изображение оказывает влияние как на сознание. так и на подсознание. Под его воздействием у человека возникают определенные интеллектуальные, эмоцио­нальные и другие ассоциации. Эти ассоциации в после­дующем можно эффективно использовать для форми­рования вполне определенных убеждений и ценностных ориентации.

Психологическое воздействие изобразительными сред­ствами учитывает закономерности зрительного воспри­ятия различных предметов. Отсюда два главных прин­ципа такого воздействия:

Принцип привлечения внимания. Изобразительные средства должны непроизвольно (т.е. сами собой) при­влекать внимание. Часто применяемыми приемами привлечения внимания являются: яркое цветное пятно, контрастное сочетание цветов, специальный шрифт, оп­ределенное расположение некоторых деталей (например, периодическое повторение одной из них на каком-либо фоне), крупная или цветная иллюстрация в центре пла­ката, стенда, фотогазеты и т.д.

Принцип возбуждения интереса. Непроизвольное вни­мание непродолжительно и через несколько секунд либо исчезает, либо превращается в произвольное (т.е. впол­не сознательное). Произвольное внимание — следствие определенных намерений или мотивации человека, ког­да он хочет задержаться перед плакатом, обдумать его содержание, хорошо понять. Поэтому изобразительные средства должны возбуждать интерес, желание поглуб­же вникнуть в их смысл.

Важно, чтобы глубокое содержание сочеталось с остроумным способом его выражения, умело исполь­зовало лаконичный текст в дополнение к изображению. Разумеется, интерес к тем или иным изобразительным средствам во многом зависит и от их актуальности для данной группы людей.

Для осуществления целенаправленного психологиче­ского воздействия изобразительными средствами необ­ходимо иметь правильные представления о предмете, символе, цвете.

Предмет выступает в качестве связующего элемен­та содержания зрительного воздействия. Для взрослых людей среднее количество предметов, привлекающих внимание, колеблется в пределах числа 7±1. Это зна­чит, что человек может одновременно правильно иден­тифицировать только 1±1 экспонируемый предмет. Сле­довательно, в содержание единичного акта воздействия изобразительными средствами нельзя включать более 7^1 предметов.

Символ (в качестве его может выступать предмет, знак, цвет), помимо информативной, выполняет прежде всего психологическую функцию, вызывая сильные эмо­циональные ассоциации, связанные с определенными образами, событиями или действиями. Они достаточно эффективно используются в психологической войне. Например, путем карикатурного, искаженного, дефор­мированного изображения военнослужащих противника, их командования, политических лидеров.

Цвет — одно из самых сильных средств воздействия на психику человека. Цвет способен порождать как по­ложительные, так и отрицательные ассоциации. Правиль­ное использование цвета в изобразительных средствах требует соблюдения определенных норм. К ним относит­ся, в первую очередь, сочетание (комбинация) цветов. Оно заключается в соответствие выбора и размещение цветов тем целям, которые мы хотим достичь. Одни со­четания цветов порождают гармоничное внутреннее со­стояние человека, другие — вызывают внутреннюю на­пряженность и внешнюю конфликтность.

Цвет используют для того, чтобы эмоционально до­полнять содержание изображения. Неправильно подоб­ранные по отношению к содержанию цвета вызывают диссонанс, отрицательно сказывающийся на восприятии.

Воздействие изобразительными средствами обычно применяется в угрожающий период, в пограничных кон­фликтах, на оккупированных территориях, в условиях непосредственного соприкосновения с войсками против­ника — если для этого имеются соответствующие воз­можности. Например, при нахождении наших войск в обороне, при ведении боевых действий в населенных пунктах, при разгроме окруженных или блокированных группировок противника. Благоприятные условия для психологического воздействия изобразительными сред­ствами имеются также в лагерях военнопленных.

В годы Первой и Второй мировых войн различные виды наглядной агитации воюющие стороны часто раз­мещали неподалеку от переднего края позиций про­тивника. Тогда же их нередко забрасывали с помощью воздушных шаров в его ближний и дальний тыл. Психо­логическое воздействие изобразительными средствами находит применение и в современных условиях. Под­тверждение тому — опыт советской специальной пропа­ганды в Афганистане. Наглядная агитация (особенно рисунки и карикатуры) была там весьма доходчивой и действенной формой политической пропаганды. С этой целью использовали бумажные пакеты для продовольст­вия, поливиниловые стаканчики и спичечные коробки с многокрасочными рисунками, а также всевозможные вымпелы, настенные календари, нашивки, наклейки и другие изделия, содержавшие конкретные призывы и подтверждавшие тезисы официальной пропаганды.

Дальнейшее развитие этот опыт получил при осуще­ствления мероприятий психологической войны во время операции «Буря в пустыне» в зоне Персидского залива, в ходе операций ООН в Сомали и Боснии, в Чечне, во время бомбардировок Югославии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: