Виды воздействия в психологической войне

По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие подразделяется на следующие виды: 1) информационно-психологическое, 2) психогенное, 3) психоаналитическое, 4) нейро-лингвистическое, 5) психотрон­ное, 6) психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) — это воздействие словом, информа­цией.

Психологическое воздействие такого вида ставит сво­ей основной целью формирование определенных идео­логических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей поло­жительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции.

Так, листовка, оказывая пропагандистское влияние (т.е. воздействуя на сознание), может одновременно вы­зывать психологические переживания, например чувст­во тоски по родине, по семье. В период Второй мировой войны советские листовки со стихами Э. Вайнерта «По­думай о своем ребенке», распространявшиеся среди не­мецких военнослужащих, оказывали на них сильное эмо­циональное воздействие.

Текст листовки, распространявшейся советскими вой­сками в годы войны в Афганистане, — еще один пример подобного воздействия, рассчитанного на массовый от­клик:

«Борцы священной войны! Вам известно, что не­которые люди под лозунгом священной войны защи­щают свои собственные интересы, толкая людей на войну. Сами же находятся в роскошных дворцах Пе­шавара. Все мы знаем, что у них накоплено состояние в Пакистане и в других странах. Такие люди не дадут погаснуть огню войны ради защиты своих личных ин­тересов. Вам известно, что инженер Хекматияр и про­фессор Раббани и другие, выдающие себя за поборни­ков ислама, нарушают положения Шариата и Корана. Они ведут разгульный образ жизни, а нас бросают в жерло войны. Правда в том, что мир в Афганистане не в интересах этих людей и примирение нужно не им, а моджахедам, которые гибнут в огне войны, остав­ляя свои семьи без кормильцев.

Так подумайте же, кто воюет и становится жерт­вой, а кто ведет разгульную жизнь и пополняет свое состояние?»

2. Психогенное воздействие является следствием: а) физического воздействия на мозг индивида, в ре­зультате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него про­падает память и т. п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, темпе­ратуры и других), которые через определенные физио­логические реакции изменяют состояние его психики ;

б) шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разруше­ний, многочисленных жертв и т.п.) на сознание челове­ка, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испы­тывает аффект или депрессию, впадает в панику, в сту­пор и т.д.

Чем менее подготовлен человек к психотравмирую-щим воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, полу­чившие название психогенных потерь. Поэтому в орга­нах психологической войны некоторых государств (на­пример Израиля) имеются специалисты, задачей которых является не только деморализация населения и личного состава войск противника, но и оказание реальной по­мощи своим военнослужащим для их восстановления от психогенных потерь и быстрого ввода в строй.

Частным, но весьма показательным случаем пси­хогенного воздействия выступает влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние че­ловека.

Так, экспериментально установлено, что при воздей­ствии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цве­тов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, го­лубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая — успокаивающей.

Существуют некоторые закономерности в предпочте­нии тех или иных цветов:

а) Связанные с типом нервной системы человека. Так, людям со слабой нервной системой чаще всего нравятся красный и желтый цвета, лицам с крепкими нервами — зеленый и синий.

б) Связанные с историческим прошлым того этноса, представителем которого он является, и с его индивиду­альным жизненным опытом. Красный цвет, например, ассоциируется с видом крови или отблеском пожара, поэтому вызывает беспокойство и тревогу, поднимает активность. Голубой цвет, фигурирующий в наследст­венной памяти как цвет неба, вызывает сентиментальное . настроение. Черный цвет тождественен мраку и вызы­вает печаль.

Белый цвет в западной цивилизации принято связы­вать со светом и чистотой, он вызывает приподнятое, торжественное настроение. Однако в японской, китай­ской и некоторых других азиатских культурах он соче­тается с понятиями холода и пустоты, эквивалент кото­рым — смерть. Отсюда белый цвет погребальных саванов и траурной одежды японцев и китайцев, траурной рас­краски у примитивных народов.

Установлена тесная взаимосвязь, существующая меж­ду цветом и звуком. Так, цветами, соответствующими ровным интонациям человеческого голоса, являются зе­леный и фиолетовый. Они связываются с незначительной экспрессией. Желтый, черный и красный цвета, напро­тив, несут в себе весьма сильный эмоциональный заряд. Красный и желтый цвета связываются с голосами дик­торов, находящихся в состоянии положительного наст­роя. Голоса людей, пребывающих в состоянии депрес­сии, апатии и тревоги, устойчиво ассоциируются с серым, синим и коричневым цветами.

Синий цвет в наибольшей степени соответствует со­стоянию грусти, серый и коричневый — страха и утом­ления. Таким образом, положительным эмоциональным состояниям соответствует красно-желтый край спектра, а отрицательным — сине-фиолетовый. Нормальной, эмо­ционально-нейтральной экспрессии соответствует сре­динная — зеленая часть спектра. Существенную роль играют также яркость и насыщенность: с депрессивны­ми, апатичными и тревожными голосами устойчиво свя­зываются более темные и менее насыщенные цвета.

Определенные сочетания цветов оказывают вполне опре­деленное эмоциональное воздействие. Например, использо­вание взаимодополняющих цветов создает гармонию и доставляет максимум удовольствия. В свою очередь, неправильная цветовая комбинация способствует воз­никновению беспокойства и вызывает противоположные чувства. Кстати, принцип воздействия цветовых пятен, встроенных в компьютерный вирус, используется для разработки некоторых способов применения психотрон­ного оружия.

Главная цель использования цвета в психологичес­кой войне — правильное оформление информационно-пропагандистских материалов. Дополняя и эмоционально обогащая гаммой цветов их содержание, удается прово­цировать определенные реакции объекта. При этом ис­ходят из того, что:

—правильно выбранная цветовая гамма позволяет со­здать нужный эмоциональный фон, благоприятствующий восприятию и усвоению текста;

—цвета, неправильно подобранные по отношению к содержанию, вызывают неудовольствие;

—отрицательная реакция на цветовую комбинацию может распространиться на содержание текста, что сни­жает эффективность его психологического воздействия в целом. Кроме того, надо учитывать влияние цвета на читаемость надписей:

—цветные надписи люди замечают на 35% чаще, чем черно-белые;

—хорошая видимость и четкое восприятие обеспе­чиваются, если отображаются цвета: на желтом — чер­ный, на белом — синий, зеленый или черный, на крас­ном

— зеленый и наоборот;

— плохая видимость и неадекватное восприятие име­ют место, если отображаются цвета: на белом — крас­ный, оранжевый или желтый, на черном — оранжевый, красный, зеленый и наоборот.

Таким образом, использование правильно подобран­ной цветовой гаммы позволяет создавать нужный эмо­циональный фон, благоприятствующий восприятию и усвоению текста. Неправильно подобранные по отноше­нию к содержанию цвета вызывают диссонанс эмоцио­нального восприятия. В таких случаях отрицательная реакция на цветовую комбинацию может распростра­ниться и на содержание текста, и на тех людей, которые его подготовили. Этим пользуются специалисты психо­логической войны, а также непорядочные люди и про­дажные средства массовой информации.

3. Психоаналитическое (психокоррекционное) воз­действие — это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гип­ноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как от­дельного индивида, так и групп людей в бодрствую­щем состоянии. Например, в СССР профессор И.В. Смирнов по заданию Министерства обороны разработал технологию компьютерного психоанализа и компьютер­ной психокоррекции, позволяющую:

— осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, воз­никающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, обра­зов, фраз;

— абсолютно точно определять наличие в подсозна­нии человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности лю­дей;

— на основе выявленной и проанализированной информации, получать полную картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей) со­стояний психики;

— при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно, либо с от­срочкой) коррекцию психических состояний, основным действующим фактором которой выступают слова-ко­манды, картинки-образы и даже запахи-мотиваторы оп­ределенного поведения.

В частности, в процессе звукового управления пси­хикой людей и их поведением словесные внушения (ко­манды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но все­гда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

4. Нейролингвистическое воздействие (НЛП — нейролингвистическое программирование) — вид психо­логического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвисти­ческих программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобран­ные вербальные (словесные) и невербальные лингвисти­ческие программы, усвоение содержания которых поз­воляет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного ин­дивида, так и целых групп людей). Субъектом нейролинг-вистическогО воздействия выступает специалист (инст­руктор).

Инструктор сначала выявляет находящиеся в психи­ке противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеж­дения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (пере­живания, настроения, чувства). На следующем этапе он посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально-экономического, культурного, физического и как след­ствие — психологического) и вносит изменения в со­знание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.

Интересно то, что после того, как под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его со­знание стереотипа восприятия) начинает собирать инфор­мацию о своей повседневной деятельности, о своих со­стояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с желае­мым (возможным), он определяет, какие свои ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.

Формула изменений в психике объекта под влияни­ем инструктора схематично выглядит следующим обра­зом (см. схему).

В ходе нейролингвистического программирования обычно используют эффекты «зеркального отображе­ния», «синхронизации» и «психологической сигнализа­ции».

«Зеркальное отображение» — это прямое, но крайне редко осмысливаемое заимствование (копирование) поз, жестов, характерных движений, интонаций, диалектиче­ских либо жаргонных особенностей речи, усиливающее взаимосвязь и взаимовлияние людей друг на друга.

«Синхронизация» — это взаимная подстройка теле­сных ритмов (включая ритм дыхания) слушающим и го­ворящим субъектами. Так, известно, что люди во время разговора как бы «подтанцовывают» своим телом в такт собственной речи для придачи ей большей выразитель­ности. При этом слушатель тоже совершает микродви­жения в такт ритму голоса собеседника, обеспечивая тем самым невидимую, но подсознательно ощущаемую эмо­циональную взаимосвязь с ним. Синхрония максималь­на, если общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. И она минимальна при споре и кон­фликте между ними. Когда внимание рассеивается, син­хронизация тоже прерывается. Человек, знающий осо­бенности подобной синхронии, может использовать их для воздействия на других людей, тем самым обеспечивая свое преимущество в процессе общения и оказывая нуж­ное ему психологическое влияние.

«Психологическая сигнализация» — это взаимосвязь, существующая между положением глаз субъекта и сен­сорными процессами, отвечающими за прием и перера­ботку поступающей в его мозг информации. В частнос­ти, когда человек-правша смотрит вверх и налево, он активизирует свою визуальную (зрительную) память. Если глаза направлены наверх и направо, это сигнали­зирует о конструировании мозгом нового зрительного представления или образа. Если глаза человека ориен­тированы преимущественно в горизонтальном направле­нии — значит он контролирует пространство перед со­бой и находящихся там людей или объекты, подлежащие вниманию. Если глаза ориентированы вниз и налево, в этом случае мозг правши занят главным образом вводом кинестетической (тактильной) информации. Наконец, взгляд вниз и направо сигнализируют о преимуществен­ном осуществлении внутреннего диалога. Инструктор ин­терпретирует эти движения глаз собеседника и строит свою речь так, как нужно для достижения его целей.

Психоаналитическое и нейролингвистическое виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для обеспече­ния своего господства, то они являются психологичес­ким насилием над людьми.

5. Психотронное (парапсихологическое, экстра­сенсорное) воздействие — это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации че­рез внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

В данной связи необходимо отметить, что телевизи­онные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорно­го воздействия (например, Кашпировского, Чумака и других «волшебников») являются яркими примерами са­мого обыкновенного обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей мере — массо­вая истерия и массовое психическое заражение.

Что же касается психотронного оружия, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, биолокационных ус­тановок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психо­логических реакций. Психотроника ориентируется пре­имущественно на методы, связанные с применением тех­нических средств воздействия на сознание, например, упомянутых генераторов. В настоящее время еще рано говорить об активном использовании психотронного ору­жия как средства психологической войны, однако ее спе­циалисты делают все возможное, чтобы максимально при­менять то, что уже хотя бы минимально наработано.

Например, они используют эффект, вызываемый цве­товыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный апокалипсическим «числом зверя» — 666 (V666). Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора персо­нальной ЭВМ (вплоть до смертельного исхода). Прин­цип его действия основан на феномене так называемого 25-го кадра, являющегося весьма мощным средством вну­шения.

«Феномен 25-го кадра» связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информа­ция усваивается психикой, минуя сознание. Например, если в течение фильма к двадцати четырем кадрам в се­кунду добавить еще один — 25-й — с совершенно иной информацией, то зрители его не замечают, но на их эмо­циональное состояние и поведение он ощутимо воздей­ствует. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одной секунды центры головного мозга успевают принять и обработать 25-й сигнал. Более того, информа­ция, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, превышаю­щей обычную норму. Ученые связывают это с тем, что примерно 97% психической деятельности «среднего» человека протекает на уровне подсознания и только 3% — в осознаваемом режиме.

Итак, V666 выдает на экран монитора в качестве 25-го кадра специально подобранную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Через определенные промежутки времени картин­ка меняется. По расчетам создателей вируса, подсозна­тельное восприятие нового изображения должно вызы­вать изменение сердечной деятельности: ее ритма и силы сокращений. В результате появляются резкие перепады артериального давления в малом круге кровообращения, которые приводят к перегрузке сосудов головного мозга человека. По данным специального исследования, за последние несколько лет только в странах СНГ зафик­сированы 46 случаев гибели операторов, работающих в компьютерных сетях, от подобного вируса.

Аналогичным примером психотронного воздействия на психику человека стала массовая «телевизионная эпи­демия», вспыхнувшая в Японии 1 декабря 1997 года по­сле демонстрации очередной серии популярного мульт­фильма «Покетмон» («Карманные чудовища»). Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилеп­сии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными ослепи­тельными разноцветными вспышками. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глаз­ных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматичес­кое прекращение дыхания (удушье).

После окончания войны в Персидском заливе (1991 год) в секретных лабораториях министерства обороны США начались работы над несколькими десятками про­ектов по созданию принципиально новых видов оружия. Они уже получили ряд названий: от «мягкого» и «неж­ного» до «несмертельного» и «иммобилизующего» (хотя некоторые его образцы, например мощные лазеры, мик­роволновые излучатели, средства импульсного пораже­ния, назвать таковым нельзя). Эти новые виды предназ­начены для поражения людей через экраны телевизоров и мониторов компьютеров, а также для использования в таких ситуациях, где требуется остановить действия кон­кретных групп противника, сведя при этом к минимуму вероятность смертельного исхода или материального ущерба для обеих сторон.

Одним из теоретиков и участников разработки пси­хотронного оружия является Д. Александер — отстав­ной полковник, ветеран войск специального назначения США, который воевал во Вьетнаме во главе отрядов этнических кампучийцев в дельте Меконга. Он долгое время занимался изучением поведения людей в экстре­мальных ситуациях и парапсихологией, является авто­ром книги о методах тренировки ума. В 1980 г. Д. Алек-сандер опубликовал в журнале ^Military Review* статью о «новом интелектуальном поле боя», посвященную воз­можностям использования в условиях войны методов телепатии и оружия, нарушающего нормальную работу психики. Предложенная им технология «мягкого убий­ства» привлекла внимание представителей Пентагона, и в 1988 г., уволившись из армии, он начал работать в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, где был при­командирован к группе специальных технологий. Аме­риканские эксперты считают, что данное «оружие» наи­более целесообразно использовать в тех районах мира, где американские войска осуществляют миротворческие миссии.

Что имеется в виду? Например, в США создан «ла­зерный ослепитель» для гранатомета, условно названный «Sabor 203». Он состоит из лазерного диода, помещен­ного в твердую пластиковую капсулу, и панели управ­ления, которая посылает в нее импульсы. Нажатием кнопки на панели управления стрелок переводит лазер в режим непрерывного излучения, что позволяет ослепить противника ярко-красным световым лучом. По мнению создателей установки, сотрудников отдела визуальной и лазерной техники лаборатории ВВС США (г. Киртленд, штат Нью-Мексико), она имеет эффективную дальность действия до 300 метров. В Сомали американцы испыта­ли «Sabor 203» на гражданском населении. Направлен­ный в толпу враждебно настроенных местных жителей лазерный луч ослепителя вызвал среди них панику.

Подобные или сходные результаты дает использова­ние голографических изображений. Россия добилась в этой области достаточно больших успехов. Если в дру­гих странах созданы проекты лазерной графики, воспро­изводимой с поверхности земли, то российские ученые уже разработали проект передачи изображений с кос­мической платформы и создания орбитального лазерно-светового комплекса. Фирма «Скан» совместно с НПО «Энергия» предлагает установить на уже находящихся в космосе спутниках специальные приборы для передачи изображений на поверхность облаков, являющихся хо­рошим лазерным экраном. Такие изображения будут при определенных условиях видны с земли на территории ра­диусом в 100—150 километров.

Голографические изображения способны оказывать серьезное влияние на психическое состояние людей, осо­бенно в экстремальных или боевых условиях. Планиру­ется, например, создавать на небе голографические изо­бражения исламских мучеников, которые «с небес» будут советовать своим единоверцам прекращать сопротивле­ние, сдаваться на милость противника либо возвращать­ся домой. По имеющимся фактам можно предположить, что испытания подобных устройств уже проводятся.

Так, в зарубежных средствах массовой информации отмечалось, что 1 февраля 1993 г. во время небольшой песчаной бури на расстоянии около 15 км к западу от Могадишо (Сомали) солдаты морской пехоты США за­метили над поверхностью Земли необычное явление. В облаке песка и пыли, вращающемся в небе, начало фор­мироваться изображение человеческого лица размером около 150 метров. Спустя несколько минут они поняли, что это не просто человеческое лицо, а лик Иисуса Хри­ста, аналогичный изображениям на религиозных карти­нах и в скульптурах. Испытав сильнейшее психологиче­ское потрясение, американские солдаты плакали и в молитве опускались на колени. Один из солдат, видев­ший это лицо и даже сфотографировавший его, сказал: «Я далеко не самый верующий в мире, но я узнал Иису­са Христа, когда увидел его. И когда вы видите Иисуса Христа, невозможно разговаривать или думать. Вы толь­ко опускаетесь на колени, молитесь и начинаете пла­кать». Песчаная буря продолжалась не более пяти ми­нут. «Лик Христа», которое, по сообщению сомалийских газет, видели тысячи очевидцев, исчез вместе с ветром.

По мнению скептиков, возникшее в небе изображе­ние Христа было всего лишь обычным миражом, вызван­ным сильной бурей. Религиозные деятели, естественно, стали трактовать этот случай как знак Бога, обращен­ный к каждому жителю планеты, как «наставление нам от Господа о необходимости оказания помощи друг дру­гу вместо убийств и насилия». Но специалисты считают, что данное изображение было всего лишь голографиче-ским рисунком, созданным в испытательных целях под­разделением психологической войны американского ми­ротворческого контингента в Сомали. На такую мысль наводит и тот факт, что американским военнослужащим было запрещено обсуждать происшедшее с прессой. Ис­ходя из реакции «подопытных кроликов», можно сделать вывод об успехе испытания и больших возможностях но­вого вида психологического воздействия.

Косвенным подтверждением возможности создания подобных изображений являются другие сообщения за­рубежной и отечественной прессы, согласно которым голографические изображения начинают все шире ис­пользовать в рекламных и развлекательных целях. Так, известны попытки применения лазерной рекламы на об­лаках в Москве в ходе предвыборных кампаний весной 1991 г. и осенью 1993 г. В день памяти В. Высоцкого над Ваганьковским кладбищем на облаках было создано изображение гитары. В день Святой Троицы над Крас­нопресненским парком в Москве в 1988 г. создавалось изображение Богоматери.

Никаких чудес в небесных явлениях такого рода нет. Изображение рисует лазер, т.е. пучок света. Подсчита­но, кстати, что несмотря на значительную стоимость лазерных установок, применение их в рекламных целях окупает все затраты всего за три-четыре часа работы.

6. Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Чтобы заставить человека делать то, что он делать не хочет, совсем не обязательно хирургическим путем изменять строение его головного мозга или принуждать его силой. Нужно только правильно подобрать препара­ты и соответствующим образом их применить. Так, 25 лет назад появился препарат «би-зет» — мощное психо­тропное средство, эффективно влияющее на массы лю­дей. Достаточно обработать им, скажем, батальон на марше, и тот становится неуправляемым. Хотя каждый отдельный солдат остается при этом практически нор­мальным. Сегодня никто не может дать гарантию, что на базе данного препарата уже не создали более дейст­венное средство влияния на психику! Нет гарантий и того, что его не используют для организации «стихийных» ми­тингов и демонстраций или хотя бы для стимуляции по­ведения людей в толпе. Тем более, что к настоящему вре­мени уже созданы так называемые нейромедиаторы, контролирующие (в том числе способные резко усилить) агрессивное поведение человека.

Сильно воздействуют на психику некоторые пахучие вещества. Американский психиатр А. Хирш достаточно давно установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он рас­пространял специально разработанную им эссенцию в раличных секциях магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с неопылен-ными секциями. Потом он набрал 3193 добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто — как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный аро­матизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем боль­ше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось вывести из эксперимента. И наконец, исследователь установил, что запахи влия­ют на производительность труда.

По его мнению, запах — это что-то вроде пульта управления, который руководит человеческими эмоция­ми и через них поступками людей. С помощью запахов можно повышать или понижать кровяное давление, за­медлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или наоборот — усыплять. Установлено, что некоторые за­пахи снимают депрессию у больных, улучшают их наст­роение. Клинические эксперименты показали, что аро­мат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем лю­бой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика воз­буждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкое кофе. Сила запахов имеет научное объяснение: в чело­веческом мозге есть определенные отделы, отвечающие за восприятие запахов, обработку информации о них и хранение ее в памяти. Образно выражаясь, запах — это вечно открытые ворота души, которые не поддаются ло­гическому контролю. Поэтому, применяя запахи для воз­действия на людей, мы бьем в самое слабое место их пси­хики. Чем и пользуются специалисты психологической войны.

Примерно так же можно использовать безвредные для человека химические и биологические вещества. Напри­мер, можно посыпать порошком, уничтожающим по­крышки грузовиков, дороги в стране; можно обработать резервуары с нефтепродуктами специальным составом, превращающим горючее в желе; можно уничтожить ме­таллические фермы мостов сверхьедкими кислотами; об­рызгать взлетные полосы сверхвязкими полимерами, а железнодорожные рельсы — сверхскользкими; можно за­держать людей, находящихся в запрещенной зоне, быс­тро застывающей пеной или специальными акустичес­кими генераторами и т.д. Все это неизбежно окажет сильное деморализующее воздействие на психику про­тивника, обусловит невыполнение его солдатами наме­ченных боевых задач, попросту заставит многих опус­тить руки. Органы психологической войны давно уже взяли на вооружение такие почти безобидные и безбо­лезненные средства.

* * *

Не все указанные здесь виды психологического воз­действия используются в равной степени. В годы Пер­вой и Второй мировых войн, в вооруженных конфликтах 50—80-х годов нашего столетия воюющие страны при­меняли в основном информационно-пропагандистское и психогенное воздействие. Психоаналитическое, нейро-лингвистическое и психотропное воздействие попол­нило арсенал психологической войны в 90-ые годы. А психотронное оружие всего лишь проходит стадию первоначальных испытаний. Вместе с тем специалис­ты психологической войны уже разработали ее страте­гию, предполагающую комплексное применение всех видов психологического воздействия на людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: