Западная модель органов психологической войны

Такая модель полностью либо частично реализована в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии, Ни­дерландах, Швеции, Турции, Израиле, Южной Корее, ряде других стран Запада. Наиболее мощным и профес­сионально подготовленным аппаратом для психологиче­ского воздействия на противника в настоящее время располагают вооруженные силы США, ФРГ и Израиля. В военное время подразделения психологической войны предполагается развернуть до полного штата в воору­женных силах Великобритании, Франции, Бельгии, Шве­ции, Турции, Южной Кореи.

В настоящее время органы психологической войны западных государств носят наименования подразделений «психологических операций» (США, Великобритания, Южная Корея), «оперативной информации» (ФРГ), «пси­хологической обороны» (Швеция), «психологической вой­ны» (Турция), «психологического обеспечения» (Изра­иль).

Аппарат психологической войны западных государств ориентируется на решение конкретных задач в случае возникновения кризисных ситуаций в тех или иных ре­гионах и в период войны. В мирное время этот аппарат занят аналитическими исследованиями, информированием войск, работой с общественностью и прессой, подготов­кой информационно-справочных и агитационно-пропа­гандистских материалов, планированием стратегических психологических операций. В условиях миротворческой деятельности, в которой принимают участие военнослу­жащие стран НАТО, тоже могут развертываться подраз­деления психологических операций, как это имеет мес­то в Боснии, где США создали специальную группу психологических операций «Орел».

Решение о начале психологической войны в мирное время (в угрожающий период) принимают высшие ру­ководители государства: президент (США, Франция), премьер-министр (Великобритания, Бельгия, Израиль, Швеция, Турция, Южная Корея), федеральный канцлер (ФРГ) по рекомендации совета безопасности (националь­ной безопасности) каждого государства. Они же утверж­дают основные направления и содержание психологиче­ских операций, порядок подчиненности соответствующих подразделений (в тех странах, где это требуется) армей­ским формированиям.

Аппарат психологической войны западных государств обычно входит в состав вооруженных сил и подчиняется непосредственно их генеральным штабам (штабам видов вооруженных сил). Основными документами, в соответ­ствии с которыми осуществляются мероприятия психо­логической войны в западных государствах, являются специальные уставы и наставления (например, устав FM 35-5 «Психологические операции» в США, KDV-100-200 «Наставление по ведению психологической обороны» в Швеции и др.).

Организационно-штатная структура подразделений психологических операций не является постоянной. В ее построении применена концепция модульной структуры. В зависимости от особенностей боевой обстановки и по­ставленных командованием задач формируются соответ­ствующие подразделения.

Основной административно-тактической единицей органов психологической войны западных государств является батальон психологических операций. Сущест­вуют четыре вида таких батальонов: региональные, под­готовки и распространения материалов психологической войны, тактических психологических операций и по ра­боте с военнопленными противника (интернированными гражданскими лицами). Батальоны, в зависимости от своего предназначения и конкретных задач, включают роты, центры, взводы, секции, формирующиеся из функ­циональных команд 27 типов. Команды в свою очередь разбиты на три большие группы: штабные и управления, снабжения и обслуживания, оперативные (тактические).

Региональные батальоны психологических опе­раций (Regional PSYOP Battalions, в некоторых источ­никах именуются также батальонами психологических операций региональной поддержки — PSYOP Regional

Support Battalions) предназначены для ведения страте­гических и оперативных психологических операций на конкретных театрах военных действий (ТВД). Например в США имеются региональные батальоны психологиче­ских операций в зонах Атлантики, Центральной и Юж­ной Америки, Европы и Африки. Каждый региональный батальон включает в себя одну роту штабную/обслужи­вания и две региональные роты психологических опера­ций.

При каждом региональном батальоне есть отдел стра­тегических исследований, укомплектованный граждан­скими экспертами по странам его зоны ответственности. Задачей отдела является регулярная подготовка анали­тических документов четырех видов: а) приложений по психологическим операциям к оценкам военных потен­циалов зарубежных стран; б) общего анализа военно-политической и социально-психологической обстановки в конкретной стране в аспекте возможностей проведе­ния в ней психологических операций; в) специального анализа конкретных объектов психологической войны; г) оперативных оценок возникающих на данном ТВД кри­зисных ситуаций, важных событий и международных про­блем, требующих немедленного реагирования. Каждый отдел стратегических исследований располагает специ­альной компьютерной системой сбора и обработки ин­формации (банком данных).

Региональная рота состоит из секции управления и 2-3 центров разработки пропагандистских материалов. Каждый такой центр включает 10—15 военнослужащих творческого состава, в задачу которых входит разработка проектов печатных материалов, программ устного веща­ния, сценариев теле- и радиопрограмм. Для подготовки материалов психологических операций региональные батальоны имеют универсальные студийные комплексы, позволяющие записывать и монтировать теле- и радио­программы, программы устного вещания, изготовлять фотоматериалы, слайды и макеты печатных материалов.

Батальон подготовки и распространения мате­риалов (PSYOP Dissemination Battalion) предназначен для подготовки и распространения печатных, аудио- и ау­диовизуальных материалов, а также для обеспечения дальней и тактической связи частей и формирований пси­хологических операций. В том числе батальон отвечает за техническое планирование и производство расчетов для распространения листовок средствами военно-воз­душных сил.

Батальон состоит из штаба, роты обслуживания (включает взводы обслуживания и ремонта электронных систем, секцию обслуживания автотранспорта), типо­графской роты (состоит из секции управления, взвода обслуживания стационарной типографии и трех взводов мобильных типографий), роты радио- и телевещания (со­стоит из секции управления, взвода подготовки.и рас­пространения материалов, радиоинженерной секции, сек­ции компьютерной графики) и роты связи (состоит из секции управления, взвода обеспечения связи в такти­ческом звене, узла связи и управления, взвода обеспе­чения связи в масштабе ТВД).

Типографская рота способна в течение 24 часов с момента получения приказа выпустить до 1 млн. одно­цветных листовок формата 1 /32. Кроме того она может выделить для переброски в любой район мира до 3 мо­бильных типографий с обслуживающим персоналом, либо до 3 типографских взводов по обслуживанию местной по­лиграфической техники зарубежных стран, либо обес­печить любую комбинацию указанных сил и средств.

Рота радио и телевещания способна одновременно выделить для направления в любой район мира до 4 ко­манд видеосъемки с мобильным редакторско-монтажным оборудованием, а также выделять технических специа­листов по эксплуатации местных телерадиовещательных систем, разворачивать на ТВД один мобильный телеви­зионный комплекс с электрогенератором, а также мо­бильные радиостанции (в 5, 10, 50 квт) с обслуживаю­щим персоналом.

Рота связи может одновременно выделить для направ­ления на театры военных действий до 5 команд обеспе­чения связи.

На вооружении батальона находятся новейшие мо­бильные радиостанции, телевещательные и студийные комплексы, средства связи и полиграфические средства.

Батальон тактических психологических опера­ций (Tactical PSYOP Battalion, в некоторых источни­ках именуется также батальоном психологических операций тактической поддержки — PSYOP Tactical Support Battalion) отвечает за вопросы планирования психологических операций в штабах и проводит их для непосредственной поддержки боевых соединений и час­тей (от корпуса и ниже). Он также обладает некоторыми возможностями по подготовке и распространению ау­диовизуальных материалов.

Батальон состоит из роты штабной/обслуживания и трех рот тактических психологических операций. Каж­дая рота состоит из секции штабной/управления и не­скольких функциональных команд, на базе которых при необходимости можно формировать оперативные подразделения психологических операций: одно — ди­визионной поддержки и три — бригадной поддержки.

Низшей тактической единицей батальона является тактическая команда (Tactical PSYOP Team), состоящая из переносной или смонтированной на автомобиле звуковещательной станции и обслуживающих ее трех военнослужащих плюс гражданский переводчик (может наниматься из числа местных жителей). В батальоне так­тических психологических операций обычно сосредото­чена основная часть всех звуковещательных средств.

В состав батальона входят штабные офицеры и ун­тер-офицеры. При формировании оперативных подраз­делений по психологической поддержке боевых сое дине­ний и частей их включают в состав оперативных отде­лов соответствующих штабов. Там они играют роль советников командиров и оперативных офицеров в вопросах психологического воздействия на вражеский и собственный личный состав, координируют и руководят действиями тактических команд, других приданных вой­скам сил и средств психологической войны.

Батальон по работе с военнопленными про­тивника, интернированными гражданскими лица­ми (Enemy Prisoner of War/Civilian Internee Battalion) — подразделение органов психологической войны резерва, предназначенное для работы в лагерях военнопленных и интернированных лиц, контроля больших скоплений людей, предварительной проверки и последующей оценки эффективности материалов психологических операций. На этот батальон возложены также задачи сбора и анали­за всех документальных и других материалов про­тивника, имеющих отношение к психологическим операциям (образцов листовок, других пропагандистских материалов, документов и т.д.). Он состоит из штаба, подразделений пропаганды, аудиовизуальных средств, типографии, кино (видео) установки и звуковещатель-ных средств.

При возникновении чрезвычайных (кризисных) ситу­аций, в которых задействованы вооруженные силы НАТО, в зависимости от масштабов конфликта (кризиса), задач и потребностей войск создаются различные оперативные структуры психологических операций, основными из которых являются оперативная группа и оперативное формирование.

Оперативная группа психологических операций (PSYOP Task Group) используется, как правило, в круп­ных и достаточно продолжительных военных конфлик­тах средней и высокой интенсивности (например, ее со­здавали для осуществления психологического воздействия во время войн за Фолклендские острова и в зоне Пер­сидского залива). Обычно она включает в себя: штаб группы, региональный батальон психологических опе­раций, батальон подготовки и распространения ин­формационных материалов, один (или более) батальон тактических психологических операций (в том числе из состава резерва), а также, если требуется, батальон по работе с военнопленными и интернированными граж­данскими лицами.

В последний раз подобную оперативную структуру психологических операций создавали в 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне». Она насчитывала около 700 военнослужащих кадра и резерва. В нее входили: один региональный батальон, два батальона тактических опе­раций, один батальон по работе с военнопленными и интернированными гражданскими лицами, а также от­дельные подразделения тактических психологических операций из состава резерва (по поддержке частей кор­пуса морской пехоты и группировки коалиционных во­оруженных сил в Турции). Всего в составе этой группы действовали 66 тактических звуковещательных команд, подразделение по связи и координации в Каире и 2 са­молета радиотелевещания.

Оперативное формирование психологических опе­раций (PSYOP Task Force) создается для небольших опе­раций и конфликтов низкой интенсивности (типа опера­ций «Правое дело» в Панаме в 1989 г., «Обеспечение спокойствия» в иракском Курдистане в 1991 г., «Возрож­дение надежды» в Сомали в 1993-95 гг., мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.) Как правило, такое формирование возглавляет командир од­ного из региональных батальонов психологических опе­раций. Оно состоит из штаба, необходимых подразделе­ний соответствующего регионального батальона, а также подразделений из состава батальонов подготовки и рас­пространения информационных материалов и тактичес­ких психологических операций.

Численность личного состава подобного оперативного формирования в зависимости от задачи может варьиро­ваться в пределах от 20 до 300 человек. Например, во время операции «Обеспечение спокойствия» в Северном Ираке оно включало штаб (31 военнослужащий), одно подразделение регионального батальона (18 чел) и два оперативных подразделения батальона тактических пси­хологических операций по 20 чел., каждое из которых состояло из секции управления (4 чел.) и 8 тактических команд (по 2 чел.) и было придано двум американским воинским контингентам, задействованным в операции. Еще одно небольшое подразделение психологических операций (8 чел.) поддерживало британский воинский контингент. В ходе операции максимальная численность личного состава этого оперативного формирования до­стигала 78 чел.

Оперативное формирование психологических опера­ций, обеспечивавшее действия американского континген­та в международной гуманитарной операции ООН в Сомали «Возрождение надежды» насчитывало 125 во­еннослужащих и 30 нанятых местных жителей. Оно включало в себя подразделения регионального баталь­она психологических операций, батальона тактических психологических операций, а также технические сред­ства.

Формирования психологических операций комплек­туют также специалистами по разведке, иностранным языкам, истории, журналистике, фотографами, худож­никами, полиграфистами, связистами. В резервных под­разделениях часто служат юристы, преподаватели кол­леджей, специалисты по психологии и рекламе.

Базовая подготовка специалистов психологической войны западных государств осуществляется как в спе­циальных учебных заведениях, так и на курсах. Про­граммы изучения методов ведения психологического воздействия введены во всех военно-учебных заведениях, начиная с сержантских школ и кончая командно-штаб­ными колледжами видов вооруженных сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: