Такая модель полностью либо частично реализована в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Турции, Израиле, Южной Корее, ряде других стран Запада. Наиболее мощным и профессионально подготовленным аппаратом для психологического воздействия на противника в настоящее время располагают вооруженные силы США, ФРГ и Израиля. В военное время подразделения психологической войны предполагается развернуть до полного штата в вооруженных силах Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Турции, Южной Кореи.
В настоящее время органы психологической войны западных государств носят наименования подразделений «психологических операций» (США, Великобритания, Южная Корея), «оперативной информации» (ФРГ), «психологической обороны» (Швеция), «психологической войны» (Турция), «психологического обеспечения» (Израиль).
Аппарат психологической войны западных государств ориентируется на решение конкретных задач в случае возникновения кризисных ситуаций в тех или иных регионах и в период войны. В мирное время этот аппарат занят аналитическими исследованиями, информированием войск, работой с общественностью и прессой, подготовкой информационно-справочных и агитационно-пропагандистских материалов, планированием стратегических психологических операций. В условиях миротворческой деятельности, в которой принимают участие военнослужащие стран НАТО, тоже могут развертываться подразделения психологических операций, как это имеет место в Боснии, где США создали специальную группу психологических операций «Орел».
Решение о начале психологической войны в мирное время (в угрожающий период) принимают высшие руководители государства: президент (США, Франция), премьер-министр (Великобритания, Бельгия, Израиль, Швеция, Турция, Южная Корея), федеральный канцлер (ФРГ) по рекомендации совета безопасности (национальной безопасности) каждого государства. Они же утверждают основные направления и содержание психологических операций, порядок подчиненности соответствующих подразделений (в тех странах, где это требуется) армейским формированиям.
Аппарат психологической войны западных государств обычно входит в состав вооруженных сил и подчиняется непосредственно их генеральным штабам (штабам видов вооруженных сил). Основными документами, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия психологической войны в западных государствах, являются специальные уставы и наставления (например, устав FM 35-5 «Психологические операции» в США, KDV-100-200 «Наставление по ведению психологической обороны» в Швеции и др.).
Организационно-штатная структура подразделений психологических операций не является постоянной. В ее построении применена концепция модульной структуры. В зависимости от особенностей боевой обстановки и поставленных командованием задач формируются соответствующие подразделения.
Основной административно-тактической единицей органов психологической войны западных государств является батальон психологических операций. Существуют четыре вида таких батальонов: региональные, подготовки и распространения материалов психологической войны, тактических психологических операций и по работе с военнопленными противника (интернированными гражданскими лицами). Батальоны, в зависимости от своего предназначения и конкретных задач, включают роты, центры, взводы, секции, формирующиеся из функциональных команд 27 типов. Команды в свою очередь разбиты на три большие группы: штабные и управления, снабжения и обслуживания, оперативные (тактические).
Региональные батальоны психологических операций (Regional PSYOP Battalions, в некоторых источниках именуются также батальонами психологических операций региональной поддержки — PSYOP Regional
Support Battalions) предназначены для ведения стратегических и оперативных психологических операций на конкретных театрах военных действий (ТВД). Например в США имеются региональные батальоны психологических операций в зонах Атлантики, Центральной и Южной Америки, Европы и Африки. Каждый региональный батальон включает в себя одну роту штабную/обслуживания и две региональные роты психологических операций.
При каждом региональном батальоне есть отдел стратегических исследований, укомплектованный гражданскими экспертами по странам его зоны ответственности. Задачей отдела является регулярная подготовка аналитических документов четырех видов: а) приложений по психологическим операциям к оценкам военных потенциалов зарубежных стран; б) общего анализа военно-политической и социально-психологической обстановки в конкретной стране в аспекте возможностей проведения в ней психологических операций; в) специального анализа конкретных объектов психологической войны; г) оперативных оценок возникающих на данном ТВД кризисных ситуаций, важных событий и международных проблем, требующих немедленного реагирования. Каждый отдел стратегических исследований располагает специальной компьютерной системой сбора и обработки информации (банком данных).
Региональная рота состоит из секции управления и 2-3 центров разработки пропагандистских материалов. Каждый такой центр включает 10—15 военнослужащих творческого состава, в задачу которых входит разработка проектов печатных материалов, программ устного вещания, сценариев теле- и радиопрограмм. Для подготовки материалов психологических операций региональные батальоны имеют универсальные студийные комплексы, позволяющие записывать и монтировать теле- и радиопрограммы, программы устного вещания, изготовлять фотоматериалы, слайды и макеты печатных материалов.
Батальон подготовки и распространения материалов (PSYOP Dissemination Battalion) предназначен для подготовки и распространения печатных, аудио- и аудиовизуальных материалов, а также для обеспечения дальней и тактической связи частей и формирований психологических операций. В том числе батальон отвечает за техническое планирование и производство расчетов для распространения листовок средствами военно-воздушных сил.
Батальон состоит из штаба, роты обслуживания (включает взводы обслуживания и ремонта электронных систем, секцию обслуживания автотранспорта), типографской роты (состоит из секции управления, взвода обслуживания стационарной типографии и трех взводов мобильных типографий), роты радио- и телевещания (состоит из секции управления, взвода подготовки.и распространения материалов, радиоинженерной секции, секции компьютерной графики) и роты связи (состоит из секции управления, взвода обеспечения связи в тактическом звене, узла связи и управления, взвода обеспечения связи в масштабе ТВД).
Типографская рота способна в течение 24 часов с момента получения приказа выпустить до 1 млн. одноцветных листовок формата 1 /32. Кроме того она может выделить для переброски в любой район мира до 3 мобильных типографий с обслуживающим персоналом, либо до 3 типографских взводов по обслуживанию местной полиграфической техники зарубежных стран, либо обеспечить любую комбинацию указанных сил и средств.
Рота радио и телевещания способна одновременно выделить для направления в любой район мира до 4 команд видеосъемки с мобильным редакторско-монтажным оборудованием, а также выделять технических специалистов по эксплуатации местных телерадиовещательных систем, разворачивать на ТВД один мобильный телевизионный комплекс с электрогенератором, а также мобильные радиостанции (в 5, 10, 50 квт) с обслуживающим персоналом.
Рота связи может одновременно выделить для направления на театры военных действий до 5 команд обеспечения связи.
На вооружении батальона находятся новейшие мобильные радиостанции, телевещательные и студийные комплексы, средства связи и полиграфические средства.
Батальон тактических психологических операций (Tactical PSYOP Battalion, в некоторых источниках именуется также батальоном психологических операций тактической поддержки — PSYOP Tactical Support Battalion) отвечает за вопросы планирования психологических операций в штабах и проводит их для непосредственной поддержки боевых соединений и частей (от корпуса и ниже). Он также обладает некоторыми возможностями по подготовке и распространению аудиовизуальных материалов.
Батальон состоит из роты штабной/обслуживания и трех рот тактических психологических операций. Каждая рота состоит из секции штабной/управления и нескольких функциональных команд, на базе которых при необходимости можно формировать оперативные подразделения психологических операций: одно — дивизионной поддержки и три — бригадной поддержки.
Низшей тактической единицей батальона является тактическая команда (Tactical PSYOP Team), состоящая из переносной или смонтированной на автомобиле звуковещательной станции и обслуживающих ее трех военнослужащих плюс гражданский переводчик (может наниматься из числа местных жителей). В батальоне тактических психологических операций обычно сосредоточена основная часть всех звуковещательных средств.
В состав батальона входят штабные офицеры и унтер-офицеры. При формировании оперативных подразделений по психологической поддержке боевых сое динений и частей их включают в состав оперативных отделов соответствующих штабов. Там они играют роль советников командиров и оперативных офицеров в вопросах психологического воздействия на вражеский и собственный личный состав, координируют и руководят действиями тактических команд, других приданных войскам сил и средств психологической войны.
Батальон по работе с военнопленными противника, интернированными гражданскими лицами (Enemy Prisoner of War/Civilian Internee Battalion) — подразделение органов психологической войны резерва, предназначенное для работы в лагерях военнопленных и интернированных лиц, контроля больших скоплений людей, предварительной проверки и последующей оценки эффективности материалов психологических операций. На этот батальон возложены также задачи сбора и анализа всех документальных и других материалов противника, имеющих отношение к психологическим операциям (образцов листовок, других пропагандистских материалов, документов и т.д.). Он состоит из штаба, подразделений пропаганды, аудиовизуальных средств, типографии, кино (видео) установки и звуковещатель-ных средств.
При возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций, в которых задействованы вооруженные силы НАТО, в зависимости от масштабов конфликта (кризиса), задач и потребностей войск создаются различные оперативные структуры психологических операций, основными из которых являются оперативная группа и оперативное формирование.
Оперативная группа психологических операций (PSYOP Task Group) используется, как правило, в крупных и достаточно продолжительных военных конфликтах средней и высокой интенсивности (например, ее создавали для осуществления психологического воздействия во время войн за Фолклендские острова и в зоне Персидского залива). Обычно она включает в себя: штаб группы, региональный батальон психологических операций, батальон подготовки и распространения информационных материалов, один (или более) батальон тактических психологических операций (в том числе из состава резерва), а также, если требуется, батальон по работе с военнопленными и интернированными гражданскими лицами.
В последний раз подобную оперативную структуру психологических операций создавали в 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне». Она насчитывала около 700 военнослужащих кадра и резерва. В нее входили: один региональный батальон, два батальона тактических операций, один батальон по работе с военнопленными и интернированными гражданскими лицами, а также отдельные подразделения тактических психологических операций из состава резерва (по поддержке частей корпуса морской пехоты и группировки коалиционных вооруженных сил в Турции). Всего в составе этой группы действовали 66 тактических звуковещательных команд, подразделение по связи и координации в Каире и 2 самолета радиотелевещания.
Оперативное формирование психологических операций (PSYOP Task Force) создается для небольших операций и конфликтов низкой интенсивности (типа операций «Правое дело» в Панаме в 1989 г., «Обеспечение спокойствия» в иракском Курдистане в 1991 г., «Возрождение надежды» в Сомали в 1993-95 гг., мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.) Как правило, такое формирование возглавляет командир одного из региональных батальонов психологических операций. Оно состоит из штаба, необходимых подразделений соответствующего регионального батальона, а также подразделений из состава батальонов подготовки и распространения информационных материалов и тактических психологических операций.
Численность личного состава подобного оперативного формирования в зависимости от задачи может варьироваться в пределах от 20 до 300 человек. Например, во время операции «Обеспечение спокойствия» в Северном Ираке оно включало штаб (31 военнослужащий), одно подразделение регионального батальона (18 чел) и два оперативных подразделения батальона тактических психологических операций по 20 чел., каждое из которых состояло из секции управления (4 чел.) и 8 тактических команд (по 2 чел.) и было придано двум американским воинским контингентам, задействованным в операции. Еще одно небольшое подразделение психологических операций (8 чел.) поддерживало британский воинский контингент. В ходе операции максимальная численность личного состава этого оперативного формирования достигала 78 чел.
Оперативное формирование психологических операций, обеспечивавшее действия американского контингента в международной гуманитарной операции ООН в Сомали «Возрождение надежды» насчитывало 125 военнослужащих и 30 нанятых местных жителей. Оно включало в себя подразделения регионального батальона психологических операций, батальона тактических психологических операций, а также технические средства.
Формирования психологических операций комплектуют также специалистами по разведке, иностранным языкам, истории, журналистике, фотографами, художниками, полиграфистами, связистами. В резервных подразделениях часто служат юристы, преподаватели колледжей, специалисты по психологии и рекламе.
Базовая подготовка специалистов психологической войны западных государств осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и на курсах. Программы изучения методов ведения психологического воздействия введены во всех военно-учебных заведениях, начиная с сержантских школ и кончая командно-штабными колледжами видов вооруженных сил.