Морской транспорт по сравнению с другими видами транспорта относительно безопасен для человеческой жизни. Бол ьг шинство несчастных случаев происходит с танкерами и рыболовными судами с немногочисленной командой. Однако круI изные суда и паромы, перевозящие большое число пассажи’ ров, более уязвимы. Они становятся больше, комфортабельнее и многочисленнее. Некоторые роскошные лайнеры могут взять на борт более 3000 пассажиров и 1000 членов команды. По мере того как круизы становятся все более доступными, все больше судов отходит от причалов с тысячами отдыхаю’ ших. Однако ставки высоки, так как эти плавучие отели не защищены от некоторых типов риска.
Противостояние служб безопасности и преступников имеет место как на борту, так и на берегу. Даже терроризм больше не ограничивается «земной твердью» в таких странах, как Израиль, Северная Ирландия или Индонезия. Это было наглядно продемонстрировано, когда один из самых технически оснащенных военных кораблей «USS Colc» был взорван бомбой террористасмертника в порту Адена, Йемен. Погибли 17 американских моряков и были ранены 39 членов команды. Со времени захвата в 1985 году «АсЫПе Lauro» незащищенность пассажиров морских судов перед террористами стала головной болью мирового сообщества.
Большинство круизных компаний изменяют свои маршруты, чтобы избежать таких горячих точек, как Ближний Восток. Круизные компании не гарантируют посещения всех объявленных в маршруте портов или всех участков маршрута во время нарастающей напряженности. Пассажиры, намеревавшиеся посетить определенные пункты и не попавшие туда из соображений безопасности, не получат автоматически компенсацию за несостоявшееся путешествие. Прочтите текст в буклете, напечатанный мелким шрифтом, об обязательствах фирмы.
Запад также получил свою долю катастроф. Британский журнал потребителей заявил, что, если не будут приняты меры безопасности, могут быть другие катастрофы, как с паромом «Эстония», когда погибли 852 человека, или «Herald of Free Enterprise, когда погибли 193 человека. Было установлено, что катастрофа «Эстонии» — самая крупная морская ката
строфа со времен Второй мировой войны произошла изза плохой конструкции замков дверей парома. Кроме того, если бы команда реагировала быстрее, шансы выжить были бы больше. Одна из основных рекомендаций — интенсивное обучение команд действиям по обеспечению безопасности.
Были и другие серьезные катастрофы. В 2000 году погибли 79 человек, когда затонул греческий паром «Samina Express. Стажером из береговой службы капитану была дана команда оставить судно в условиях сильного ветра. Особенно настораживает то, что команда покинула корабль, прежде чем бил эвакуирован ктолибо из пассажиров, оставив их в панике, предоставленными самим себе.
Учитывая растушую популярность греческих островов, такие инциденты пугают. В октябре того же года 65 греческим паромам и круизным судам было запрещено выходить в море изза несоответствия международным стандартам безопасности. Меры безопасности должны быть обеспечены к 2002 году, а некоторыми операторами паромов Средиземного моря к 2005 году. Однако компетентные источники считают даже эти даты оптимистическими. Недавняя инспекция 26 судов, курсирующих в Средиземном море, показала, что ни одно из них не удовлетворяет требованиям безопасности. Состояние спасательных шлюпок, плотов и кругов не отвечает стандартам. Спасательные жилеты и веревочные лестницы, жизненно важные при эвакуации с терпящего бедствие судна, были с дефектами. Более того, некоторые паромы, курсирующие в проливе ЛаМанш, не смогли организовать места аварийного сбора, имели слишком мало поручней и слабую систему оповещения, очень важную в чрезвычайной ситуации. И это на Западе. В некоторых развивающихся странах стандартов безопасности не существует и в страшных инцидентах гибнут многие сотни людей.
Поэтому хотя морской транспорт и безопасен, но лишь относительно. Когда чтото происходит, то хуже некуда. Можно ли повысить шансы на выживание в таких трагических событиях? Главное быть всегда к этому готовым и знать, что делать. Люди выживали даже в самых страшных катастрофах. Например, у тех, кто находится на верхней палубе, шансы выжить больше, чем у тех, кто в трюме.
Если ваш корабль терпит бедствие и вам предстоит его покинуть, помните следующее.
Прежде чем заказывать билет , наведите справки об уровне безопасности судоходной компании. В Европе и Се
верной Америке это не составляет труда. Однако в бедных регионах мира, возможно, придется спросить местных жителей о состоянии корабля и можно ли на нем отправиться в плавание. Некоторые суда выглядят ухоженными, но им легко придать такой вид, покрасив ржавую обшивку.
На больших круизных кораблях и паромах выполняйте указания членов команды, если, на ваш взгляд, им можно доверять. Обратите внимание на плакаты и инструкции с правилами безопасности. Если вы не владеете местным языком, то спросите окружающих об их содержании.
Узнайте прогноз погоды на период вашего путешествия. . На море может быть страшно даже при умеренных условиях, особенно в регионах, подверженных ураганам и тропическим штормам. В тропиках погодные условия могут изменяться очень быстро.
Даже беглый осмотр поможет дать представление о корабле и его возможностях противостоять погоде. Сообщалось, что на пароме «Эстония», чтобы заткнуть щели в «водонепроницаемых» дверях, которые текли в течение нескольких недель, использовались матрацы. Сколько бы пассажиров решились поплыть на нем, знай они об этом?
Избегайте переполненных кораблей. Это одна из главных причин морских катастроф. Постойте на причале и посчитайте число пассажиров. Если корабль выглядит переполненным, лучше выбрать другой. На переполненных судах перемещение людей может вызвать крен. Осадка судна будет ниже, так как оно перегружено, и если по какойто причине все пассажиры устремятся на один борт, корабль может сильно накрениться ибудет тонуть.