Образ бородатого одноглазого флибустьера с абордажной саблей в руке и развевающимся над ним флагом с черепом и костями принадлежит истории и легендам. Общее у современных пиратов и корсаров прошлого — это их безжалостность и жестокость. В арсенале современных пиратов — эффект внезапности, быстрота и сила. Во время путешествия в Сомали в 1999 году мы были вооружены автоматами и переносными ракетными установками, но для предотвращения этой угрозы нужны были тяжелые пулеметы на палубе. Современные флибустьеры обычно промышляют небольшими группами от 6 до 12 человек. Они перемещаются на быстроходных катерах и вооружены автоматами Калашникова АК47 и столь же широко распространенными ракетными установками RPG7.
Современные пираты очень дерзки. Они нападают не только на корабли в открытом море, но и на корабли, стоящие на якоре. При нападении они пристраиваются в кильватере корабля, забрасывают абордажные крючья и поднимаются на палубу. Шум корабельных двигателей заглушает шум менее мощного двигателя пиратского судна. Их судно слабо возвышается нал водой и не может быть обнаружено корабельными радиолокаторами. На борту они действуют быстро, отбирая ценности и деньги. Некоторые корабли исчезают, так как пираты их принудительно захватывают и силой направляют в неизвестный порт. Там корабль перекрашивают, дают другое название и продают.
Согласно Конвенции по морскому праву, принятой ООН, пиратство — это незаконный захват, ограбление или потопление торговых или гражданских судов, совершаемое в открытом море или в месте вне юрисдикции какоголибо государства. Судовладельцы часто не страхуют этот риск, чтобы уменьшить страховую премию. В некоторых регионах мира, таких как Сомали, где нет соответствующих законов, отсутствуют государственные службы для борьбы с пиратами. Это означает, что, если вы попадете в такой инцидент, вам придется самим искать выход.
В следующих регионах риск пиратства наибольший.
ЮгоВосточная Азия характеризуется наибольшим числом известных инцидентов. Нейтральные воды между Индонезией, Малайзией и Сингапуром стали опасной зоной. Малаккский пролив, связывающий Индийский океан и ЮжноКитайское море между Малайзией и Индонезией, — самый длинный в мире. Изза опасных течений, узкого судоходного канала и интенсивного судоходства (более 600 судов в день) Малаккский пролив горячая точка для пиратов. Там плавают не только большие торговые суда и танкеры, но много круизных лайнеров и мелких прогулочных судов. Близость берегов и тот факт, что команды заняты тем, чтобы избежать столкновений друг с другом в узком канале, позволяют пиратам совершать дерзкие нападения.
Африка. Большинство инцидентов произошло у берегов Сомали, хотя были сообщения о нападениях у берегов Нигерии, СьерраЛеоне и других стран. Много нападений было совершено на суда, стоявшие на якоре. В Сомали пираты хорошо организованы и действуют группами до SO человек на нескольких быстроходных катерах. Они вооружены автоматами, переносными ракетными установками . и минометами. Нападения часто координируются наблюдательным постом с берега. Некоторые суда имеют зенитнопусковые установки с радиусом действия до 5 км. Задерживаются рыболовецкие суда, и требуется выкуп за команду. Совершаются нападения на мелкие суда, такие как прогулочные катера и яхты. В мае 1999 года была захвачена небольшая яхта, слишком приблизившаяся к берегу, и два члена команды были взяты в заложники. В подобных инцидентах люди удерживаются в заложниках в течение многих месяцев.
Южная Америка. Воды вблизи колумбийского побережья опасны для мелких судов изза контрабанды наркотиков. Изза постоянной внутренней напряженности в Колумбии плавание вдоль ее берегов небезопасно. На речных маршрутах опасность еще выше. В Бразилии воды вокруг РиодеЖанейро кишат пиратами. Много нападений совершается на суда, стоящие на якоре, в первую очередь похищаются ценные вещи и деньги. В 1999 году пираты атаковали вблизи мексиканских берегов паром с 300 туристами на боргу. Нападающие были вооружены автоматами и вывели из строя радиооборудование, а затем ограбили бронированный сейф с наличными деньгами и туристов.
Европа. В Средиземном море все чаше регистрируются случаи пиратства. В Эгейском море вокруг греческого острова Корфу и вблизи побережья Албании владельцам мелких судов рекомендуется держаться подальше от берега. В этом узком проливе произошли жестокие нап
адения, совершенные хорошо вооруженными албанскими бандитами.
Итак, хотя нападения пиратов относительно редки, их последствия могут быть серьезными, и пиратство может долго процветать в неспокойных странах, таких как Албания, Индонезия, Сомали. В 2001 году сообщалось об инцидентах в водах Индии, Малайзии, Камеруна, Нигерии, Ганы, КотДивуара, Танзании, Бангладеш, ШриЛанка, Индонезии, Вьетнама и ПапуаНовой Гвинеи.