Полезные советы

Планируя путешествие, запаситесь хорошими картами. Однако помните, что в современном мире детальная карта конфликтного региона может вызвать подозрения. Если вас задержат с подробной картой, на которой обозначены военные объекты, полигоны, полицейские участки, вы можете оказаться под подозрением. В некоторых политически нестабильных странах лучше использовать карту из путеводителя, чем ходить с подробной картой.

Путешествуя в регионах высокого риска, не делайте пометок на картах. Не наносите на карту свой маршрут или места стоянок. В местах, где работают службы безопасности, такие пометки могут интерпретироваться как дурные намерения.

Когда вы идете по азимуту, не держите постоянно компас перед собой. Определите азимут и найдите приметный объект в этом направлении, например высокую гору. Вы сможете идти в нужном направлении, ориентируясь на эту гору, вместо того чтобы постоянно сверяться с компасом.

Общая ошибка — использование неправильного конца стрелки компаса при взятии отсчета. Красный конец должен указывать в том направлении, куда вы идете. В противном случае вы будете идти в противоположном направлении.

Другая общая ошибка, когда при определении азимута на карте циферблат компаса вращают так, что стрелка ориентации указывает вниз карты , вместо того чтобы ориентировать ее вдоль вертикальных линий так, чтобы она указывала на север на вашей карте.

Следите, чтобы азимут отсчитывался от правильного направления. Например, если вы идете из пункта А в пункт В, то линия путешествия должна точно указывать из точки А в точку В, а не в другом направлении. Это часто встречающаяся ошибка.

Компас — это намагниченная стрелка, поэтому ее могут притягивать различные металлические предметы и электрические провода под напряжением. Имеются скальные породы с высоким содержанием железа, и они также будут притягивать стрелку компаса. Прежде чем пользоваться компасом, проверьте, чтобы рядом не было металлических предметов, которые могут исказить его показания. При покупке компаса смотрите, чтобы в жидкости не было пузырьков, так как они будут препятствовать свободному движению стрелки и искажать показания компаса. Проверьте компас после перелета, так как перепад давлений может привести к образованию пузырька.

Во время перехода держите компас и карту под рукой, чтобы регулярно проверять положение. Ночью и при плохой видимости делайте это чаще. Вынимая компас из кармана, проверьте азимут. Многие компасы имеют свободно движущийся циферблат, который может сместиться и дать неправильные показания.

Разрабатывая маршрут и заполняя маршрутную карту, учтите привалы. Если вы планируете сделать привал на обед или на отдых, учтите это время в общей продолжительности маршрута, иначе это может привести к лишней ночевке.

Используйте хорошо заметные ориентиры вдоль своего маршрута. Вы не должны терять их из виду, пока не достигнете следующей остановки. Если вы потеряете свой ориентир, то можете сбиться с пути. Когда вы достигнете этого пункта, остановитесь, проверьте ваше положение.

Если вы идете по закрытой местности, например по лесу, где видимость ограничена, или если вы идете ночью, легко потерять ощущение направления. Останавливайтесь чаще, чем на открытой местности, чтобы свериться с картой и с компасом.

Желательно иметь представление о характере местности, . по которой вы будете путешествовать. Если начинается подъем или спуск, зафиксируйте это. Проверьте крутизну склона по карге, чтобы, уже достигнув вершины или основания, не осознать, что это не тот склон. Перед спуском или подъемом сверьтесь с картой.

Будьте осторожны в использовании водных пространств для помощи в ориентировании. Хотя вода всегда течет вниз по склону, но она может петлять и в некоторых регионах сбивать с толку. В тропических областях данные для построения карт собираются с помощью спутниковой аэрофотосъемки, покров джунглей скрывает в некоторых местах русло реки. Могут быть небольшие изгибы реки, которые не видны на карте. Может быть изображено прямое русло, когда в действительности река петляет. В такой ситуации, подойдя к реке и ожидая, что она течет в определенном направлении, вы увидите, что она течет совсем в другом направлении.

В удаленных районах найдите на карте источники воды. Тяжело нести с собой достаточный запас воды, поэтому прокладывайте маршрут вблизи водных источников. Помните, что вода течет
вниз, поэтому, если вы идете вверх, там воды будет все меньше. Запаситесь водой у основания перед подъемом.

В горах много сил тратится на подъем по крутому склону. Точно так же вы потратите много сил на крутой спуск. Если идти в горах напрямик, то потратишь много сил. Используйте компас для определения общего направления и найдите контур равной высоты. Тогда, набирая высоту, вы будете идти по серпантину и не будете терять высоту. Оставаясь на одной высоте, вы будете тратить меньше сил.

Двигаясь по карте и компасу, трудно достичь стопроцентной точности. Вы будете смещаться вправо и влево относительно своего азимута. У большинства людей это смещение составляет около 4°. Эта ошибка может оказаться критической, если нужно выйти к какойто определенной точке на реке или на дороге. Например, вам нужно выйти к мосту через бурный поток в темноте или в условиях гшт> хой видимости по компасу. Зная, что многие люди сбиваются на 4°, можно выйти к реке. Но в какой стороне мост? Вам нужно это определить, и может уйти немало времени на исследование реки в обоих направлениях, пока вы не найдете мост. Здесь нужно использовать так называемое прицеливание. Проложите курс так, чтобы он проходил с определенной стороны моста. Учтите ошибку, тогда, подойдя к реке, вы будете знать, в какой стороне мост.

Дороги, реки, край леса, которых нет на вашем маршруте, помогут вам. Если вы пройдете мимо своей цели и выйдете к такому объекту, то это знак того, что надо вернуться в исходную точку.

Если в походе по труднодоступной области вы наткнетесь на труднопреодолимое препятствие, важно сохранить ваш курс. Чтобы этого не было, обойдите препятствие по маршруту прямоугольной формы, тогда вам будет легче восстановить курс. Подойдя к препятствию, выберите азимут под углом 90° к вашему курсу (вправо или влево от него). Идите по этому азимуту, измеряя тем или иным способом пройденное расстояние, пока не подойдете к краю препятствия. Затем снова поверните на 90° и идите, пока не преодолеете препятствие. Вернитесь на исходный азимут с учетом пройденного при первом повороте расстояния. Достигнув этой точки, вы вернетесь на исходный курс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: