
Поговоркой старость не радость исчерпывается наше отношение к этой теме. Более того, в обществе упоминания об этом жизненном этапе часто замалчиваются и табуируются. Старость воспринимается как непосредственная близость к смерти. Поскольку это завершающий этап жизни, то проблема старости и старения всегда будет иметь свою значимость.
Теория Мечникова: насыщенность жизнью и инстинкт смерти
Начало научному изучению старости положил в XIX веке И. Мечников. Он разработал теорию ортобиоза, в которой проанализировал проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Ученого интересовали продолжительность жизни и механизмы процесса старения, о которых он написал в своих книгах Этюды оптимизма и Этюды о природе человека. Мечникову часто приписывают утверждение, что старость это болезнь. На деле он писал о том, что большинство людей умирает от болезней, а не от старости как таковой. Мечников понимает старость как закономерный этап жизни. Степень старости выделяется в зависимости от насыщения жизнью. И если в восемьдесят лет такой момент ещё не наступает, то придёт время и в человеке так или иначе сработает инстинкт смерти. Мечников приходит к интересному выводу о смысле и цели жизни в старости. Люди, особенно жившие долго, не задаются более вопросом, к чему живёт человек на свете. Причина этого заключается в полном развитии чувства жизни, то есть инстинктивном стремлении жить, с которым одновременно связан сильнейших страх смерти, — считает ученый.
Теории первой половины ХХ века
После Мечникова изучение феномена старения долгие десятилетия велось только в медицинском ключе. Но в первой половине ХХ века возникло несколько теорий старения. Во-первых, молекулярные теории старения разрабатывали А. Пиктэ, В. Алпатов, О . Настюкова, К. Пархон и другие учёные. В рамках этой группы теорий старение рассматривается как следствие накопления с возрастом неблагоприятных для метаболизма оптических изомеров белков.
Во-вторых, теории, рассматривающие старение как результат изменения генетического аппарата клеток. В-третьих, теории аутоинтоксикации разрушения иммунных свойств и борьбы тканей в организме.
Старение и теория стресса
Нельзя обойти вниманием теорию знаменитого Г. Селье отца стресса. Селье считал, что стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма в процессе жизнедеятельности и соответствует интенсивной жизни. В представлении Селье идея старения оказалась прочно связана с механизмами адаптации. Адаптивность, -подчёркивает он , — является наиболее выдающейся характеристикой жизни. Таким образом, стресс является механизмом приспособления к окружающей среде, но до тех пор, пока не начинает изнашивать внутренние ресурсы человека. Небезграничны не только индивидуальные, но и видовые адаптационные возможности. Многие учёные согласны с выводами Г. Селье о том, что резкое увеличение сердечно-сосудистых и раковых заболеваний — результат истощения ресурсов адаптации.
Адаптационно-регуляторная теория старения
К восьмидесятым годам XX века началось изучение глубинных процессов старения. На их основе учёные делали достаточно оптимистические прогнозы замедления темпов старения и увеличения видовой продолжительности жизни человека. Прогнозы делались по существу на конец XX века (плюс еще лет двадцать). Главенствующее положение заняла адаптационно-регуляторная теория старения, разработанная В. Фролькисом и его школой. Согласно этой теории, старение закономерный этап существования живого организма. То есть, неверно искать период, с которого начинается процесс старения он заложен еще на уровне зародыша. Любая живая система является саморегулирующейся, благодаря чему она способна адаптироваться к изменяющимся условиям. Регулятором адаптации служит процесс витаукта, охарактеризованный автором как антистарение. Витаукт то, что определяет устойчивость и продолжительность существования живой системы и помогает сохранить адаптивность. С позиций этой теории продолжительность жизни человека нельзя связывать со скоростью и темпом разрушения организма, его старением, как это делалось раньше. Продолжительность жизни человека, по мнению Фролькиса, более правомерно усматривать в механизмах поддержания надёжности организма, в способности к компенсации возникших нарушений.
Старение — это
, прежде всего, биологический процесс. Но человеческая старость не только биологическое состояние угасающего организма. Человек — единственное из всех живое существо, которое осознает свою смертность, так же как и предшествующую смерти старость. Для исследования старости мало достижений геронтологии: необходимо учитывать и социокультурную составляющую, связанную с восприятием старости в культуре.