Аберфан, Вайонт, Франк, Николе — вот наименования тех мест, где произошли четыре грустно узнаваемых оползня, унесших 2340 человечьих жизней. Каждый оползень детально изучался, предпосылки этих катастроф выяснены. Но послужило ли это подабающим уроком?
Может быть, самым известным и в неком смысле самым ужасающим был оползень в Аберфане. Сообщение об этой катастрофе распространилось по всему миру с быстротой молнии. Последовал ряд официальных отчетов, были внесены конфигурации в методику исследования оползней, проведены повторные исследования. Отвалы всех шахт в Соединенных Штатах были испытаны на потенциальную неустойчивость. В связи с тем что предпосылкой катастрофы в Аберфане была насыщенность обломочного материала водой, в конце 1966 г. с особенной детальностью был исследован отвал в Буффало-Крик (Западная Виргиния). Этот отвал служил плотиной, запруживающей маленькой водоем; выяснилось, что отвал относительно неопасен.
Но память людская, по-видимому, коротка. Три года спустя в Буффало-Крик стали сгружать пустую породу на новеньком участке, покрытом сырым шламом. Этот террикон достигнул таковой высоты, что за ним образовалось маленькое озеро. Каким бы неописуемым это ни казалось, но сток из озера осуществлялся методом просачивания воды через породу отвала. 26 февраля 1972 г. на передней стене этой плотины развился большой оползень. Вода перелилась через сохранившуюся часть отвала, стремительно размыла его, и большущая волна устремилась вниз по равнине. В ее водах утонуло 118 человек. Основная причина обрушения этого отвала-запруды заключалась в том, что он состоял из несцементированной, насыщенной водой породы, в связи с чем снутри отвала образовалось достаточно высочайшее давление. Невзирая на то что нрав разрушений при наводнении в Буффало-Крик был несколько другим, чем при оползне в Аберфане, предпосылки катастрофы были фактически схожими. А ведь в Буффало-Крик она произошла на 6 лет позднее, чем в Аберфане.
Очень грустно, что, даже зная о прошедших бедствиях, человек из-за собственного безрассудства ставит под опасность жизни собственных братьев. Уже через месяц после оползня в городе Франк, происшедшего в апреле 1903 г., обитатели возвратились в свои дома и горные работы, послужившие предпосылкой катастрофы, были возобновлены. Только 8 лет спустя, после бессчетных предупреждений об угрозы шахта была совсем закрыта. Полностью таковой же оползень течения, как в Николе, произошел 16 лет спустя в районе Сен-Жан-Вьянней; жертвами его стало более 30 человек.
Многие склоны гор имеют на данный момент такую же геологическую структуру, какая была у гор, в прошедшем чертовски обрушившихся. Уровень развития техники позволяет человеку держать под контролем по последней мере некие потенциально небезопасные оползни, как это проявили нам действия в зоне Фолкстон-Уоррен.
Сколько же людей еще погибнут при оползнях в дальнейшем — сотки, тыщи? Неувязка частично заключается в последующем: хотя особые геологические исследования помогают найти бессчетные потенциальные оползни, механизм появления которых нам сейчас уже известен, эти работы требуют значимых издержек вещественных средств и времени. Но неуж-то людская жизнь не стоит этого? Сотки тыщ людей живут и трудятся под крутыми склонами гор, ничего не зная о том, что им угрожает. Иногда они даже убеждены, что «их» склон горы — устойчивый, и поэтому не решают никаких мер безопасности. К огорчению, некие из их ошибаются. А ведь оползни часто бывают роковыми.