И на этот вопрос я не получаю четкого и однозначного ответа в процессе своих занятий. Чаще всего люди говорят: на движение, на работу, на быт и прочие дела; и редко кто с первого раза попадает в точку.
А основные энергозатраты происходят, оказывается, внутри нашего тела и идут на поддержание внутренних обменных процессов.
Я как-то прочла небольшую книжечку, раскрывающую физиологическую статистику, и была поражена той колоссальной деятельностью, которую производят наши внутренние органы независимо от того, работаем мы, сидим, лежим, двигаемся, читаем или просто спим. Сердце, легкие, печень, почки и прочие наши органы, как вечные труженики, ведут неустанную работу по перекачке, переработке, усвоению, расщеплению, утилизации и выполнению других сложнейших функций вместе с многочисленными внутренними системами, от дыхательной и выделительной до нервной и эндокринной. Все эти процессы круглосуточно работают на поддержания нашей внутренней жизнедеятельности
По мнению специалистов, на эту фабрику внутри нас человек тратит до 50% энергии, и чем старше мы становимся, чем меньше у нас остается природных сил, тем большей заботы требуют наши изношенные органы для своей полноценной деятельности.
На втором месте по энергозатратам стоит, к удивлению многих, наша разлюбезная еда, точнее ее переработка и усвоение. Почему, кстати говоря, мы отделяем пищеварение от других внутренних обменных процессов? Все просто: на работу сердца легких, печени или селезенки, к примеру, мы можем повлиять? Можем как-то регулировать извне количество ударов сердца или литров крови, которые протекают через внутренние органы по сосудистой системе? А от кого и чего зависит, как долго, легко, естественно или мучительно будет протекать процесс переваривания пищи? Конечно, от нас самих. От того, какую еду, в каком количестве, как приготовленную, в каком темпе и в каком сочетании мы забросим в свой организм, будет зависеть и время, и качество этого самого процесса. На него влияют, оказывается, даже посуда, в которой мы готовим, и настроение, с которым мы приступаем к кулинарному творчеству и к самому процессу потребления пищи.
Лет 20-25 назад я прочла в одном авторитетном источнике, что среднестатический человек тратит на пищеварительные процессы около 40% всей своей энергии. Меня эта цифра тогда поразила. Что же при таком раскладе остается человеку на всю его внешнюю жизнедеятельность? Неужели работу, учебу, спорт, бытовые дела, развлечения и даже интимные отношения можно вместить в оставшиеся 10%? Оказывается, можно до поры до времени, за счет бесконечных ресурсов и возможностей нашего мудрого организма. Ученые геронтологи выяснили, что жизнедеятельность почек, печени и многих других органов и наших клеток способны выдержать нагрузки, многократно превышающие наши обыденные потребности. И те же геронтологи доказали, что в естественных природных условиях человеческий организм рассчитан на 150-180 лет жизни. Цифры эти часто приводят в разных источниках исходя из простого подсчета естественного срока жизни большинства других млекопитающих. Те же лошади, кошки и собаки живут еще как минимум 7-8 сроков от периода полного полового созревания. Если учесть, что человек полностью формируется к 22-23 годам, то жить он в среднем должен 150-160 лет… Сейчас же до 30-40 лет человек живет более или менее бодро, но где-то после 45 на него начинает постепенно наваливаться столько болячек, что говорить о полноценном и радостном существовании уже не приходится. И вместо максимального развития и раскрытия своих внутренних духовных и физических резервов, которые только к этому возрасту человек обычно полностью осознает, все его силы уходят на борьбу с хворями и на поиски все новых специалистов и способов поддержания себе в относительно здоровом состоянии хотя бы до пенсионного возраста. Чтобы хоть на пенсии заняться наконец своим здоровьем вплотную…
Так вот недавно, где-то год назад, я нашла еще более потрясающие данные: оказывается, современный среднестати-ческий горожанин тратит на переваривание пищи до 70% энергии. И уже не очень удивилась, когда стала узнавать от своих пожилых слушателей, что, если им еще хватает здоровья и на курсы, и на дачные дела, и на посещение выставок в осенне-зимний период, то их взрослые дети 30-35 лет уже никуда не ходят и ни на что, кроме бытовых дел и работу, у них сил не остается. И каждый год они все чаще болеют и все больше жалуются на хроническую усталость. А внуков их уже совсем ничего не интересует, кроме компьютеров и игр в мобильных телефонах, им даже спортом заниматься лениво, не говоря уж о работе по дому и на дачных участках, о посещениях музеев, театров и выставочных залов.
Все это — свидетельство стремительной потери энергии до критически низкого уровня, и мало кто связывает это с резко* изменившимся составом нашего питания и того, что потребляет в пищу наша молодежь.