Для многих природных катастроф, связанных с длительным накоплением и внезапным высвобождением энергии, есть теоретическая возможность спровоцировать их определёнными техническими воздействиями. При этом для запуска процесса требуется гораздо меньше энергии, чем затем в нём выделится. Были даже проекты вызвать взрыв Солнца с помощью атаки водородными бомбами1. Но это не реально, так как процесс не может стать самоподдерживающимся, поскольку в верхних слоях Солнца плотность вещества очень мала (всё же стоит подсчитать точнее, так как предположения без вычислений не гарантируют безопасность. В своей последней статье Болонкин выводит критерий, подобный критерию Лоусона, для оценки минимально необходимого времени удержания водорода для запуска реакции). Скорее, проще было бы взорвать Юпитер, где много не сгоревшего дейтерия и гелия-3 и проще добраться до плотного ядра, но и это, скорее всего, нереально, если исходить из сегодняшних знаний. Технически, по многим причинам, гораздо проще доставить водородную бомбу на Юпитер, чем на Солнце. Этот вопрос обсуждался в связи с затоплением на Юпитере зонда Галилео, содержавшего плутониевые батареи, которые могли бы, по прозвучавшим предположениям, сжаться, взорваться и запустить цепную реакцию горения водорода2. Этого не произошло, хотя вскоре на поверхности Юпитера возникло странное пятно, и прозвучали предположения, что ядерный взрыв всё же произошёл. Отметим, что мы не можем использовать этот факт как доказательство невозможности запустить цепную реакцию горения в недрах Юпитера из-за возможного эффекта наблюдательной селекции — а именно, если бы взрыв случился, то наша дискуссия стала бы невозможна. Другой способ провоцирования природных катастроф — разрушение естественных природных защит. Подробнее я обсуждаю этот вопрос в эссе «О возможности искусственной инициации взрыва планет гигантов и других объектов Солнечной системы1». Естественно, мы можем провоцировать катастрофы только на Земле или в ближайшем космосе.
Возможность самоподдерживающейся термоядерной детонации в атмосфере или гидросфере Земли так же была научно исследована, и был сделан вывод, что такая реакция не может стать самоподдерживающейся [Weaver, Wood 1979]. Однако если бы концентрация дейтерия в океанах была бы только в 20 раз выше, чем на Земле, и составляла бы 1 к 300, то реакция всё же стала бы возможна. Есть предположения, что на дне Арктики в водах северных рек может происходить естественное выделение и отложение льда из тяжёлой воды, поскольку он имеет более высокую температуру плавления, чем обычный лёд (+3.9 градусов С)2. Детонация куба тяжёлой воды с ребром в 100 метров (что соответствует очень небольшому по геологическим меркам отложению) произвела бы взрыв порядка тысячи мегатонн, радиоактивное заражение от которого истребило бы высокоорганизованную жизнь на Земле.
Образование слоёв с повышенной концентрацией дейтерия гипотетически возможно в недрах планет гигантов, на их ледяных спутниках, в ядрах комет и на Марсе. Термоядерный взрыв планеты гиганта привёл бы к полной стерилизации Солнечной системы и сорвал бы с Земли атмосферу и многие сотни метров грунта. Взрыв спутника или кометы привёл бы заражению Солнечной системы и земной атмосферы короткоживущими радиоактивными элементами в количестве, достаточном для уничтожения жизни. В этом смысле опасно отклонять комету с помощью направленного ядерного взрыва, так как это может привести к ее детонации и выпадению образовавшихся радиоактивных элементов на Землю.