Чтобы послать флот Чжэн Хэ в океан, пришлось напрягать все силы китайской экономики. Любознательность ученого сословия Китая была удовлетворена, но слишком уж дорогой ценой. Продолжать платить такую цену за любознательность императора и его приближенных разоренная страна не могла.
А европейцы с самого начала хотели, чтобы их путешествия окупались и приносили доход. Уже португальский принц Генрих Мореплаватель в XV в. привозил из Западной Африки золото, слоновую кость и рабов. Участие в открытиях Земли делало европейцев богатыми.
Принято несколько насмешливо относиться к этому: мол, географические открытия делались для того, чтобы торговать перцем и другими пряностями, грабить бедных туземцев, отнимая у них или выменивая на стеклянные бусы золото и слоновую кость. Мол, капитализм во всей красе. Но получается – открытия не заставляли европейцев тратиться… они заставляли их вкладывать деньги и получать прибыль. С самого начала освоение мира было для них очень выгодным делом.
Экспедиция Чжэн Хэ разорила богатый Китай. Однако после завоеваний в Америке в нищую Испанию хлынул невиданный поток золота. Такой, что цена на золото резко упала: в три раза.
Стоило выйти в океан голландцам, французам и британцам, и к XVIII в. возникла мировая система хозяйства. Европейцы перенесли американские картофель, табак, какао и помидоры в остальной мир. Китайский рис, индийский чай, малайский перец они стали выращивать везде, где позволял климат. Они ввезли коров, лошадей и овец в Америку и в Австралию, где их отродясь не было и быть не могло.
Они развели плантации кофе, какао, хлопка, чая, ванили, сахара, табака и перца. Они сделали так, что эти драгоценные плоды стали совершенно обычными, доступными практически всем и во всем мире.
Европейцы разработали не только месторождения золота, но и рудники других металлов. Они стали выплавлять сталь из американской руды с помощью британского угля, выплавлять медь в Африке и никель – в Южной Америке.
Европейцы связали все моря своими парусниками, а потом пароходами и теплоходами. Они понастроили железных и шоссейных дорог по всему миру, а потом и автострад.
Мировая система хозяйства существует до сих пор. Всякий раз, когда мы завариваем кофе, кладем в него сахар и откусываем от плитки шоколада, мы принимаем участие в колониальном ограблении мира… ну, пусть скромнее – в последствиях этого ограбления. А когда индус или китаец садятся в вагон поезда или посылают телеграмму – они участвуют в делах технического прогресса. И кроме того, присоединяются к системе Мирового хозяйства.