Пока Европа была лидером и центром мира, никто особо не сомневался в ее праве царить и властвовать. Все видели: если не учиться у Европы, ничего хорошего не выйдет.
Россия перенимала опыт Запада, и наступил момент, когда рев русских пушек под Бородином, Лейпцигом и Ватерлоо ясно показал – нравятся русские европейцам или не нравятся, а считаться с ними придется.
Восстание сипаев в 1856 г. в Индии – это восстание туземных солдат, которых обучили европейцы. Они хотели восстановить власть местных раджей, но могли это сделать только с помощью европейского оружия,
которое не умели производить,
и европейских способов ведения военных действий.
До 1853 г. Япония находилась в международной изоляции. Ни торговли, ни культурного обмена. В 1853 г. США «открыли» Японию, попросту введя на рейд Токио несколько своих кораблей. При необходимости эскадра коммодора Перри в 7 вымпелов могла бы разнести всю прибрежную часть Японии артиллерийским огнем.
Япония вынуждена была «открыться» и перенимать европейский опыт. Русско-японская война 1905 г. показала, что Япония этот опыт усвоила.
Другой вопрос, что пример Европы – это как раз пример насильственного «открытия» чужих стран и ведения колониальных войн.
А в наше время не очевидно, что опыт европейских стран вообще надо перенимать. Производство-то где? Не на Западе. Каким-то злым волшебством Запад делает так, что деньги есть у него, а у тех, кто производит товар, денег нет. Не работающий – ест. Но с каких пор и кто уважает того, кто не работает?
По всему миру катится вал теорий, согласно которым европейцы – «плохие», а туземцы, наоборот, «хорошие».
В Южной Америке террористические движения считают: европейцы с «ихним Христом» выдумали города, прогресс, права человека и контрацептивы. Это они придумали пахать на волах и осквернять мать-землю сохой или плугом, завезли в Америку коров и овец. Теперь оскорбленная мать-земля, Пачамама, не родит, отступившись от своих детей-индейцев.
Настоящий индеец должен с гневом отвернуться от этих выдумок, ни в коем случае не носить пиджаков и штанов, а только пончо, не есть мяса коров и овец, возделывать землю палкой-копалкой. Тогда мать-земля вернет свою милость индейцам, накормит их картошкой и кукурузой.
Индусское движение «Джан Сангх» тоже требует немедленно переломать все двигатели внутреннего сгорания, упразднить железные дороги, забросить многоэтажные дома и вернуться к тихой благолепной жизни предков в индусской деревне. Пахать деревянной сохой, знаете, на буйволах, ездить в двухколесной арбе, отапливать дом коровьим навозом и сухими прутьями… Идиллия! На всех не хватит? Что поделать – боги сами решат, скольким людям оставаться жить в Индии.
Все эти и великое множество таких же «учений» роднит одно и главное – категорическое отрицание ценностей Запада и особенно ценностей рационального видения мира, ценностей просвещения. Все они предлагают жить так, словно в мире ничего не произошло за последние века и даже тысячи лет.
Кое-где даже сделаны попытки перейти от теории к практике: например, в Кампучии, где сторонники Пол Пота действительно упразднили города, согнали население в сельские общины, запретили пользоваться всеми достижениями цивилизации – от современного туалета и ванной комнаты до пластмассового гребешка.
Да! Еще они уничтожили треть населения Кампучии; в основном забили мотыгами.
Не стоит только забывать – за индейскими террористами в Перу, за Пол Потом в Юго-Восточной Азии стоит попытка отрицания всей западной цивилизации. Полное отрицание, основанное на иррациональной ярости обездоленных и угнетенных. Тех, кто никогда не сможет сесть за руль хорошей машины с кондиционером, послать сына в университет, путешествовать по миру, останавливаясь даже в самых скромных отелях.
Но ярость неевропейской части мира не бессильна. В ней ярко проявились две стратегии борьбы: стратегия Саддама Хусейна и стратегия аятоллы Хомейни.