Амур и реки Забайкалья.

На Амуре и его притоках Зее, Бурее, Уссури и Шилке наводнения наблюдаются ежегодно, а порой и несколько раз в году. За последние 60 лет на Амуре и его крупных притоках зарегистрировано около 550 наводнений, в том числе 54 катастрофических.

Первые сведения об амурских наводнениях встречаются в челобитной крестьян слободы Покровской (Верхний Амур), датированной 1682 г., в которой они жалуются, что проливные дожди хлеба все затопили, а сено водами разнесло.

В 1839 г. произошло большое наводнение на р. Нерче, на­несшее громадные убытки Нерчинскому заводу.

В 1861 г. паводок, пришедший с Зеи, поднял уровень воды в Амуре у Благовещенска теш 10 м. На Уссури из-за продол­жительных летних и весенних дождей произошло выдающееся наводнение. О нем очевидцы писали:

„Реки превратились в озера, на низких местах не было видно берегов, а в горах реки разливались от хребта до хребта. Селения очутились на ост­ровах. Старики гольды не помнили такой воды’.

В 1872 г. наводнением на Шилке и Амуре охватило города Сретенск, Благовещенск, 27 казачьих станиц. Ряд населенных пунктов после этого наводнения на старых местах больше не восстанавливался.

Летом 1881 г. уровень воды в Амуре и Зее повышался шесть раз.

В 1897 г. на р. Ингоде (левом притоке Шилки) и на самой Шилке прошел паводок, рекордный для XIX в. Паводок показал, что расчетные уровни высоких вод, принятые при проектировании Забайкальской железной дороги, были ошибочны, и при восста­новлении поврежденных участков дороги ее полотно перенесли на более высокие отметки.

Пострадал и г. Чита. Вот одна из записей очевидца этого наводнения:

„Нынешний год долго будет жить в памяти населения Забайкальской области как год страшного бедствия, причиненного наводнением, по силе своей и распространению беспримерного в местной летописи.

Высокие и частые катастрофические наводнения в бассейне Амура вызываются рядом причин. Основные из них следующие. В бассейне Амура, в средней его части и в низовьях, летом выпадает значительное количество осадков (на Среднем Амуре 400—600 мм, на Нижнем 500—700 мм), что объясняется дующи­ми здесь муссонами, несз^щими на материк влажный океаниче­ский воздух.

Муссонные дожди, особенно в горах Сихоте-Алиня, на Уссури и его притоках сопровождаются ураганами. Поэтому картина наводнений там надолго запоминается. Вот как нарисовал ее известный путешественник-писатель В. К. Арсеньев:

„Дождь, туман, тучи — все это перемешалось между собой… В абсолют­ной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и все вместе с дождями образовало одну сплошную, с чудовищ­ной быстротой движущуюся массу. На реку было страшно смотреть. От быст­ро бегущей воды кружилась голова.

Особенности рельефа речных бассейнов притоков Амура (глу­бокие котловины, окруженные горами) способствуют быстрому формированию в его речной сети высоких летних паводков. Спад воды происходит очень быстро. Известны случаи, когда баржи во время летних паводков заплывали на острова, а затем оказывались на суше, среди деревьев, далеко от русла. Коли­чество зимних осадков ничтожно мало, и поэтому на Амуре и его притоках почти не бывает весенних половодий.

Летние подъемы воды на Амуре и его притоках носят раз­личный характер в зависимости от того, на каком участке те­чения реки они происходят. В верховьях бассейна за лето бывает несколько высоких паводков, разделенных периодами спадов. На реке Зее летние паводки иногда бывают до восьми раз в год. При этом максимальные расходы нередко превосходят как минимум в два раза их значения во время весеннего поло­водья.

В 1928 г. в среднем течении Амура и Зеи произошло четыре наводнения. Они принесли с собой неисчислимые бедствия. На­селение спасалось на плавсредствах; 4000 человек вынужде­ны были искать убежище на железнодорожном мосту в Хаба­ровске.

Частым наводнениям подвержены долины рек Уссури, Боль­шая Уссурка с гг. Лесозаводск и Дальнереченск, а также район оз. Ханка. Для наводнений на этих реках характерна их частая повторяемость на различных участках речных бассейнов. Так, например, за 31 год наблюдений (с 1927 по 1957 г.) на реках бассейнов Уссури и на оз. Ханка произошло 241 наводнение, из них 29 катастрофических и 66 высоких.

Наибольшей длительностью отличаются наводнения в ни­зовьях притоков Уссури и рек, впадающих в оз. Ханка. На р. Большая Уссурка у г. Дальнереченска, в 1938 г. наводнение продолжалось 37 суток, на р. Илистой у с. Халкидон в 1968 г.— 58 суток. По нескольку недель держится высокая вода на пойме р. Уссури и на берегах оз. Ханка.

В отдельные годы в бассейне Амура, преимущественно в его верховьях, во время весеннего ледохода возникают наводнения заторного происхождения. Они повторяются 1—2 раза в 10 лет и сопровождаются высокими подъемами уровня воды. Заторные наводнения нередко наблюдаются на реках Зее и Бурее.

Паводки, вызывающие наводнения в среднем течении Амура (ниже Благовещенска), в основном формируются в бассейне рек Зеи и Бурей. На Зее за 56 лет (с 1901 по 1957 г.) произошло 4 катастрофических наводнения (1928, 1938, 1953 и 1956 гг.) длительностью от нескольких дней до двух месяцев.

Грандиозное наводнение произошло на реках Ингода и Читинка в 1969 г. Проливной дождь, шедший несколько дней подряд в середине августа, переполнил реки, они вздулись, вышли из берегов. В сентябре того же года в результате высоких дождевых паводков возникли наводнения на реках Забайкалья — Селенге и ее притоках Хилоке, Уде, Чикой.

В 1973 г. дважды выходила из берегов р. Селенга. Осеннее наводнение того года можно считать выдающимся.

Достаточно заблаговременные прогнозы паводков в Амурском ? бассейне в 1959, 1969 и 1971 гг. позволили свести к минимуму убытки от наводнений;,J%

Амударья. Амударья — не только самая крупная река Сред­ней Азии, но и одна из самых буйных и своенравных рек мира. В амударьинской воде содержится в два раза, а в начале летнего паводка даже в три раза больше наносов, чем в водах Нила.

Ежегодно она выносит в Аральское море около 200 млн. т наносов. За многие столетия в долине и русле реки отложилось такое количество наносов, что ложе ее проходит не по самому низкому месту речной долины, как у подавляющего большинства рек, а по гребню огромного вала шириной в несколько кило­метров. В паводки Амударья, иногда меняя направление, про­рывала вал и уходила в более низкие места, формируя себе но­вое русло. При этом водозаборные сооружения оросительных каналов оставались вне реки, а там, куда она уходила, раз­рушались арыки, затоплялись и заносились илом сады и по­севы.

Веками боролись люди с буйной рекой, возводили вдоль ее русла многокилометровые валы.

Местным жителям хорошо знакомо слово „дейгиш. Река, прижатая в половодье к берегу, противоположному тому, где отложились транспортируемые ею наносы, начинает быстро его размывать. При этом огромные куски мягкого грунта, слагающего берег, обрушиваются в воду. Это и есть „дейгиш. Разрушитель­ная работа реки, в зависимости от длительности и интенсив­ности паводка, может продолжаться не только дни и недели, но даже месяцы. Русло „уходит от первоначального положе­ния на многие километры.

Дейгиш тушты — дейгиш начал действовать — эти слова раньше наводили на жителей Хорезма ужас. Руины древних городов в Каракумах, огромные впадины бывших озер, следы древних русел, удаленные на 1000 км от нынешнего течения Амударьи, свидетельствуют о блужданиях ее русла. На аэро­фотоснимках можно насчитать остатки многочисленных древних городов, которые когда-то получали воду из Амударьи.

Основной причиной наводнений, дейгишей, размыва берего­вых дамб и изменений положения русла Амударьи являются зажоры и заторы, в меньшей степени — высокие половодья. За­жоры и заторы обусловлены тем, что река течет с юга на север, в различных климатических зонах. В среднем течении она редко замерзает, но начиная примерно от селения Титляк (384 км от устья) и до Аральского моря Амударья почти ежегодно на несколько месяцев покрывается льдом.

Половодий на реке бывает два: весеннее (апрель — май), от таяния снегов в горах, и летнее (июнь — июль), от таяния снегов и ледников в высокогорной части бассейна. Значитель­ные половодья на реке наблюдаются один раз в 6—7 лет, а высокие половодья — примерно раз в 11 —12 лет.

В 1925 г. река неумолимо наступала на кишлаки Чарджоуско-го оазиса и г. Чарджоу. Она прорвала несколько ограждающих дамб, повредила предмостовые укрепления Ашхабадской желез­ной дороги и мутными желтыми волнами катилась к городу, угрожая ворваться в улицы и дома. Чтобы предотвратить бед­ствие, все население района вышло на укрепление защитных сооружений и строительство новых дамб.

В 1932 г. река вплотную подобралась к тогдашней Каракалпакии — г. Турткулю. На этот город, основанный 1873 г., она нападала не однажды и каждый раз причинял ему большой ущерб. В одну из летних ночей 1942 г. по Турткул разнеслась весть о наводнении. Население города было быстро
поднято на ноги. Берега рушились на глазах у людей. Словно подрезанные невидимым подводным ножом, глыбы земли мс ментально исчезали в шумных водоворотах. „Джейхун („бешеная), как прозвали Амударью древние арабские географы, угодно, метр за метром, наступала на берег. Люди бросали в поток мешки с землей, камни, вязанки хвороста, бревна — все, что попадалось под руку, но остановить наступление стихии не удалос

В результате население вынуждено было покинуть злополучную столицу и переселиться в г. Нукус.

Были годы, когда Чарджоуская область теряла во время наводнений на реке тысячи гектаров земли, с огромным трудом отвоеванной у пустыни. Много неприятностей приносил своенравный характер Амударьи среднеазиатскому пароходству — фарватер иногда изменялся за считанные минуты.

Теперь дейгиш не так страшен. Гидрологический режим реки ее капризный нрав за много лет хорошо изучен. Однако и наши дни коварный дейгиш иногда дает о себе знать.

В середине января 1969 г. Чарджоу облетела тревожная весть — Амударья вышла из берегов. Необычные для здешних мест морозы сковали ее толстым ледяным панцирем, а затем резкое потепление вызвало интенсивное таяние снега. Огромны! потоки воды, начавшие поступать в реку, взломали в отдельны:?! местах лед и стали увлекать его за собой вниз по течению] Он образовал заторы в нескольких километрах ниже и выше железнодорожного моста, перекинутого через реку. Вода в Амударье быстро поднялась до уровня, какого здесь не наблюдалось; за последние сто лет, и устремилась к городу.

О возможном наводнении городские власти были предупреждены службой прогнозов местного Управления Гидрометеорологической службы. На борьбу с водной стихией были брошенный отряды людей, техника, в том числе авиация, бомбардировавшая гигантские заторы. Эта операция увенчалась успехом. На помощь людям пришла природа — наступившие морозы вновь сковали реку льдом.

Спустя некоторое время, уже весной, Амударья вновь по­казала свой буйный нрав. Обильные снегопады и весенние ливни резко обострили на реке и без того тяжелую ледовую и шуговую обстановку. Пришедший с верховьев реки паводок вновь пере­полнил ее русло и начал интенсивно размывать берег у Чарджоу. Возник дейгиш.

На борьбу с рекой вышло 50 тыс. человек, на помощь им было, брошено 450 экскаваторов, 800 бульдозеров, около 2000 автомашин.

Из приведённого, далеко не полного обзора катастроф и бед­ствий на берегах наших рек видно, что наводнения во многих районах страны не только наносят большой ущерб, но и сдер­живают развитие производительных сил, затрудняют вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель, усложняют город­ское и промышленное строительство, разработку полезных иско­паемых, причиняют большой вред природе и природным ре­сурсам.

Вот почему борьба с наводнениями стала в нашей стране одной из основных водохозяйственных проблем и ее решению уделяется большое внимание.

О том, как осуществляется борьба с наводнениями за рубежом и в нашей стране, читатель узнает ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: