Борьба с водной стихией в Европе

Борьба с наводнениями в Европе до конца прошлого столетия проводилась на отдельных участках рек и редко давала долговременный положительный результат. В большинстве государств проблеме борьбы с на­воднениями уделялось недостаточно внимания. Причиной тому были и остаются частная собственность на землю, воды и недра, игнорирование общественных интересов, нежелание идти на за­траты, не приносящие немедленной выгоды. В период развития капиталистических отношений в Европе на первом месте стояло строительство водных путей, нужных для заморской торговли, а не защита от наводнений. Так, во Франции был построен грандиозный Южный канал, соединивший Средиземное море с Бискайским заливом. Франция к середине XIX в. имела 13 тыс. км внутренних водных путей, а к защите своей столицы — Парижа — от наводнений приступила только после катастрофы 1910 г.

Одним из первых городов в Европе, где для борьбы с на­воднениями были проведены специальные работы по регулиро­ванию ее стока и речного русла, была Вена. В прошлом веке русло реки в пределах города на протяжении 18 км отрегули­ровали, а для задержки паводочного стока в пониженной части долины, выше города по течению, построили семь бассейнов, выложенных камнем. Общий их объем позволял за 2 ч снижать пик паводка на 210 куб. м/сек.

На Тисе к концу XIX в. было построено 3420 км вдольберего-вых защитных дамб. В 20-м столетии их протяженность увели­чили, что позволило оградить от наводнений более 3 млн. га земель. В Венгерской Народной Республике проводятся работы по реконструкции Тисы на основе комплексного использования ее водных ресурсов с помощью регулирования паводочного стока водохранилищами. В 1950—1954 гг. был построен первый комп­лексный гидроузел — Тисалекский. Он облегчил борьбу с на­воднениями, позволил провести осушение долины ниже по те­чению, улучшил судоходные условия, дал возможность оросить пушту Хортобадь. В мае 1973 г. была завершена вторая ступень Тисского каскада в Кишкёре, в самом сердце Тисского края. В ходе строительства Тису перевели в новое двухкилометровое русло. Кишкёрское водохранилище не только снизит высоту наводнений, но позволит оросить водами половодий и паводков 500 тыс. га засушливых земель. Ближайшая задача водохозяй­ственного строительства на Тисе — создание третьего, Чонград-ского, гидротехнического комплекса на юге Венгрии.

Создание плотин и водохранилищ на Тисе имеет важное значение не только для борьбы с наводнениями, но и для раз­вития сельского хозяйства и промышленности Тисского края. Несмотря на то что бассейн Тисы занимает около половины территории Венгрии, на него до 1945 г. приходилось не более 5% объема всего промышленного производства страны. Это было связано не только с наводнениями, но и отчасти с недостатком воды в периоды маловодья. Теперь запасы воды в построенных водохранилищах смогут обеспечить и нужды создаваемой про­мышленности.

В нижнем течении Тисы, на территории СФРЮ, ведется рас­считанное на длительный срок строительство водной системы Дунай — Тиса — Дунай. Ее создание позволит защитить от на­воднений 1 млн. га земель в автономной области Югославии — Воеводине, половину из них осушить и оросить.

На Дунае развернуто крупное гидротехническое строительство комплексного назначения. У „Железных ворот Югославией и Румынией построена ГЭС мощностью свыше 1 млн. квт, с круп­ным водохранилищем. Оно снизит и высоту наводнений. Между Румынией и Болгарией подписано соглашение о строительстве примерно такой же ГЭС в нижнем течении Дуная, в район Чоара-Белене.

Австрия, ЧССР и ВНР на основе международного сотрудничества ведут на Дунае крупное водохозяйственное строителылво, направленное на улучшение использования земель Дунай ской долины и устранение в ней угрозы наводнений.

Через несколько лет воды Рейна и Дуная соединятся между собой и свяжут воедино сеть рек и судоходных каналов тринадцати европейских государств. Осталось проложить 133-километ ровый судоходный канал между Нюренбергом, крупным речным портом в Рейнском бассейне, и городом Регенсбургом — крупным портом на Дунае. (Надо сказать, что идея создания этого пути родилась еще в VIII в.) Новая водная система н< только улучшит воднотранспортные связи Центральной Европы и снабжение водой большого района, примыкающего к Рейну но и снизит угрозу наводнений.

В ГДР за годы народной власти количество водохранилищ удвоилось и достигло почти ста, их полезный объем увеличился более чем в три раза.

В Польской Народной Республике проведены работы по за­щите от наводнений на Балтийском побережье, в устьях Вислы и Одры, а также на самой Висле с помощью обвалования ее русла и строительства комплексных гидроузлов.

Во Франции, на реках, где наводнения — частое явление, возведен ряд ГЭС, гидроузлов комплексного назначения, а также организована специальная служба автоматического оповещения об угрозе высоких наводнений.

Единственным государством Европы, в котором строительство густой сети судоходных каналов исстари сочеталось с защитой от морских наводнений нагонного происхождения, была Голлан­дия (Нидерланды), поскольку там борьба с наводнениями явля­лась вопросом жизни или смерти нации. Не случайно родилась голландская поговорка: „Бог создал море, голландцы — его бере­га . Около 1800 км дамб защищают Нидерландское побережье от разгула морской стихии. Не будь этих дамб, половина стра­ны превратилась бы в морское дно.

В Нидерландах уже свыше 10 лет ведутся огромные работы по борьбе с морскими нагонными и речными наводнениями в районе дельты, образуемой устьями рек Рейн, Маас и Шельда. Они выполняются в соответствии с проектом, получившим на­звание „Дельтаплан ; осуществление всего проекта рассчитано на 25 лет. По этому проекту, береговая линия должна быть сокращена на 700 км. Для этого четыре широких и глубоко врезанных в сушу морских залива перекроют дамбами, в одной из которых — Харингвлит — оставят отверстия для сброса реч­ных вод в море.

Два залива — Ньиве-Ватервег и Западная Шельда,— обеспе­чивающих доступ к портам Антверпен и Роттердам, останутся открытыми. Реализация проекта положительно скажется на сель­ском хозяйстве и промышленности Нидерландов, а кроме того, позволит организовать новые зоны отдыха.

В 1975 г. „Дельтаплан был существенно откорректирован, в связи с тем что он, как выяснилось, не в полной мере от­вечал требованиям охраны природы. Пришлось внести измене­ния в конструкции строящихся гидротехнических соору­жений.

С 1972 г. водам Северного моря во время ветровых нагонов закрыт доступ в р. Айдер, рассекающую надвое Кильский полу­остров. В бухте Катина возведена пятикилометровая защитная дамба высотой 8,5 м, надежно защищающая берег от морской стихии. Закончены работы по защите от наводнений Гамбурга и пониженных частей Лондона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: