Борьба с наводнениями в Европе до конца прошлого столетия проводилась на отдельных участках рек и редко давала долговременный положительный результат. В большинстве государств проблеме борьбы с наводнениями уделялось недостаточно внимания. Причиной тому были и остаются частная собственность на землю, воды и недра, игнорирование общественных интересов, нежелание идти на затраты, не приносящие немедленной выгоды. В период развития капиталистических отношений в Европе на первом месте стояло строительство водных путей, нужных для заморской торговли, а не защита от наводнений. Так, во Франции был построен грандиозный Южный канал, соединивший Средиземное море с Бискайским заливом. Франция к середине XIX в. имела 13 тыс. км внутренних водных путей, а к защите своей столицы — Парижа — от наводнений приступила только после катастрофы 1910 г.
Одним из первых городов в Европе, где для борьбы с наводнениями были проведены специальные работы по регулированию ее стока и речного русла, была Вена. В прошлом веке русло реки в пределах города на протяжении 18 км отрегулировали, а для задержки паводочного стока в пониженной части долины, выше города по течению, построили семь бассейнов, выложенных камнем. Общий их объем позволял за 2 ч снижать пик паводка на 210 куб. м/сек.
На Тисе к концу XIX в. было построено 3420 км вдольберего-вых защитных дамб. В 20-м столетии их протяженность увеличили, что позволило оградить от наводнений более 3 млн. га земель. В Венгерской Народной Республике проводятся работы по реконструкции Тисы на основе комплексного использования ее водных ресурсов с помощью регулирования паводочного стока водохранилищами. В 1950—1954 гг. был построен первый комплексный гидроузел — Тисалекский. Он облегчил борьбу с наводнениями, позволил провести осушение долины ниже по течению, улучшил судоходные условия, дал возможность оросить пушту Хортобадь. В мае 1973 г. была завершена вторая ступень Тисского каскада в Кишкёре, в самом сердце Тисского края. В ходе строительства Тису перевели в новое двухкилометровое русло. Кишкёрское водохранилище не только снизит высоту наводнений, но позволит оросить водами половодий и паводков 500 тыс. га засушливых земель. Ближайшая задача водохозяйственного строительства на Тисе — создание третьего, Чонград-ского, гидротехнического комплекса на юге Венгрии.
Создание плотин и водохранилищ на Тисе имеет важное значение не только для борьбы с наводнениями, но и для развития сельского хозяйства и промышленности Тисского края. Несмотря на то что бассейн Тисы занимает около половины территории Венгрии, на него до 1945 г. приходилось не более 5% объема всего промышленного производства страны. Это было связано не только с наводнениями, но и отчасти с недостатком воды в периоды маловодья. Теперь запасы воды в построенных водохранилищах смогут обеспечить и нужды создаваемой промышленности.
В нижнем течении Тисы, на территории СФРЮ, ведется рассчитанное на длительный срок строительство водной системы Дунай — Тиса — Дунай. Ее создание позволит защитить от наводнений 1 млн. га земель в автономной области Югославии — Воеводине, половину из них осушить и оросить.
На Дунае развернуто крупное гидротехническое строительство комплексного назначения. У „Железных ворот Югославией и Румынией построена ГЭС мощностью свыше 1 млн. квт, с крупным водохранилищем. Оно снизит и высоту наводнений. Между Румынией и Болгарией подписано соглашение о строительстве примерно такой же ГЭС в нижнем течении Дуная, в район Чоара-Белене.
Австрия, ЧССР и ВНР на основе международного сотрудничества ведут на Дунае крупное водохозяйственное строителылво, направленное на улучшение использования земель Дунай ской долины и устранение в ней угрозы наводнений.
Через несколько лет воды Рейна и Дуная соединятся между собой и свяжут воедино сеть рек и судоходных каналов тринадцати европейских государств. Осталось проложить 133-километ ровый судоходный канал между Нюренбергом, крупным речным портом в Рейнском бассейне, и городом Регенсбургом — крупным портом на Дунае. (Надо сказать, что идея создания этого пути родилась еще в VIII в.) Новая водная система н< только улучшит воднотранспортные связи Центральной Европы и снабжение водой большого района, примыкающего к Рейну но и снизит угрозу наводнений.
В ГДР за годы народной власти количество водохранилищ удвоилось и достигло почти ста, их полезный объем увеличился более чем в три раза.
В Польской Народной Республике проведены работы по защите от наводнений на Балтийском побережье, в устьях Вислы и Одры, а также на самой Висле с помощью обвалования ее русла и строительства комплексных гидроузлов.
Во Франции, на реках, где наводнения — частое явление, возведен ряд ГЭС, гидроузлов комплексного назначения, а также организована специальная служба автоматического оповещения об угрозе высоких наводнений.
Единственным государством Европы, в котором строительство густой сети судоходных каналов исстари сочеталось с защитой от морских наводнений нагонного происхождения, была Голландия (Нидерланды), поскольку там борьба с наводнениями являлась вопросом жизни или смерти нации. Не случайно родилась голландская поговорка: „Бог создал море, голландцы — его берега . Около 1800 км дамб защищают Нидерландское побережье от разгула морской стихии. Не будь этих дамб, половина страны превратилась бы в морское дно.
В Нидерландах уже свыше 10 лет ведутся огромные работы по борьбе с морскими нагонными и речными наводнениями в районе дельты, образуемой устьями рек Рейн, Маас и Шельда. Они выполняются в соответствии с проектом, получившим название „Дельтаплан ; осуществление всего проекта рассчитано на 25 лет. По этому проекту, береговая линия должна быть сокращена на 700 км. Для этого четыре широких и глубоко врезанных в сушу морских залива перекроют дамбами, в одной из которых — Харингвлит — оставят отверстия для сброса речных вод в море.
Два залива — Ньиве-Ватервег и Западная Шельда,— обеспечивающих доступ к портам Антверпен и Роттердам, останутся открытыми. Реализация проекта положительно скажется на сельском хозяйстве и промышленности Нидерландов, а кроме того, позволит организовать новые зоны отдыха.
В 1975 г. „Дельтаплан был существенно откорректирован, в связи с тем что он, как выяснилось, не в полной мере отвечал требованиям охраны природы. Пришлось внести изменения в конструкции строящихся гидротехнических сооружений.
С 1972 г. водам Северного моря во время ветровых нагонов закрыт доступ в р. Айдер, рассекающую надвое Кильский полуостров. В бухте Катина возведена пятикилометровая защитная дамба высотой 8,5 м, надежно защищающая берег от морской стихии. Закончены работы по защите от наводнений Гамбурга и пониженных частей Лондона.