Дыхание льда и моря

Значительный ущерб от наводнений несет г. Архангельск, стоящий в дельте Северной Двины. Глав­ной причиной наводнений являются здесь ледяные заторы, об­разующиеся в рукавах дельты во время весеннего ледохода. Иногда наводнения бывают вызваны перемещением водных масс со стороны Белого моря.

Весеннее половодье на Северной Двине начинается в сере­дине — конце апреля и проходит в течение 10—15 дней; уровень воды в ней поднимается в это время на 5—10 м. Во время сравнительно редких летних дождевых паводков уровень воды повышается на 1 — 2 м, а во время осенних — до 3 м.

Амплитуда колебаний уровня воды у города во время при­ливов и отливов составляет около 1 м, поэтому приливы и от­ливы почти не нарушают водного режима реки в дельте. При­ливная волна распространяется вверх по Северной Двине до устья р. Пинеги. За исключением периодов весеннего половодья, в рукавах дельты во время приливов наблюдается обратное течение воды.

Катастрофические подъемы уровней воды в рукавах дельты происходят при непериодических колебаниях уровня моря, вы­зываемых ветровыми нагонами больших масс воды со стороны моря. Нагоны в период ледохода задерживают продвижение льда в реке и способствуют образованию заторов.

Сгонно-нагонные явления в устье Северной Двины связаны с атмосферной циркуляцией над Баренцевым морем. Чаще всего они наблюдаются весной и осенью. Сгоны происходят при ветрах южного направления, нагоны — при ветрах, дующих со стороны Баренцева моря. Жители Архангельска часто удивляются тому, что в тихую безветренную погоду внезапно повышается уровень воды в реке.

Это и есть не что иное, как доходящее до города «дыха­ние» далекого Баренцева моря.

Не меньшее значение для возникновения нагонов имеет и ветер, дующий с Белого моря,— „моряна .

За 200-летний период наблюдений за уровнем воды в Север­ной Двине у г. Архангельска установлено, что высокие подъемы повторяются здесь в среднем один раз в четыре года.

В XIX в. наводнения в городе три раза носили катастрофи­ческий характер. В мае 1811 г. уровень воды в реке поднимался на 6,1 м. Наводнение продолжалось 6 суток. На Маймаксе (глубоководный, судоходный рукав дельты) и других рукавах дельты 42 иностранных и русских корабля были выброшены на берег или занесены на другие острова.

В мае 1843 г., вскоре после вскрытия Двины ото льда, возник затор, который привел к повышению уровня воды в реке на 8 м. Последовавший затем прорыв затора повлек за собой катастрофу.

„Свирепая река,— писал очевидец, — в густых громадах льда мчала обы­вательские строения с домашним скотом, которым подать помощь не было никакой возможности. Несколько поселян лишилось жизни. Каменному бере­говому укреплению города причинено во многих местах разрушение, даже несколько речных судов выкинуло на набережную. Для разрушения затора льда была применена артиллерия, залпами которой удалось предупредить дальнейшую беду .

Навалы льда вызвали образование на берегах реки в пре­делах города ледяного тороса высотой около 10 м.

Мощный ледяной затор на Маймаксе во время ледохода 10 мая 1958 г. привел к наводнению, максимальный уровень которого на 13 см превысил наводнение 1843 г.

В 1961 г. на реке вновь образовались заторы. Высокая вода держалась три дня, но активная жизнь в городе не прекраща­лась, так как наводнение было своевременно предсказано мест­ным управлением Гидрометслужбы.

В бассейне Северной Двины от наводнений часто терпят бед­ствия и другие города, особенно Великий Устюг. Он стоит на левом берегу р. Сухоны, вблизи устья ее правого притока р. Юг. В месте слияния Сухоны и Юга берет начало Северная Двина, на верхнем участке называемая Малой Северной Двиной.

Сведения о выдающихся и катастрофических наводнениях на р. Сухоне за период с 1517 по 1817 г. встречаются в Ве-лико-Устюгской летописи.

Так, летопись повествует, что в апреле 1761 г. произошло большое наводнение из-за ледяного затора. После его прорыва лед потащило с „ужасным стремлением (с большой скоростью), при этом разрушило много домов. Все поля на берегах Сухоны и Малой Северной Двины оказались затопленными. Этот затор продержался четыре дня. Как свидетельствует летописец, „да­леко в окрестностях был слышен шум переливающейся через него воды .

В апреле 1807 г. во время ледохода на Сухоне возник боль­шой затор. Вызванное им наводнение причинило городу много бед. Вода, устремившись в обход затора, образовала промоину, которая соединила Сухону с Северной Двиной и отделила от Великого Устюга деревню Коромыслово, ранее располагавшуюся на одном берегу с городом.

В 1817 г. на Малой Северной Двине ниже Великого Устюга образовался большой затор, вызвавший выдающееся наводнение, которое продолжалось с 28 апреля до 4 мая.

Наводнение 1929 г., как и многие из предшествовавших ему, возникло вследствие почти одновременного вскрытия рек Малой Северной Двины (7 мая), Сухоны (8 мая), Юга (6 мая), сопро­вождавшегося образованием большого ледяного затора на Ма­лой Северной Двине.

В последние годы благодаря принимаемым мерам подъем уровня воды у г. Архангельска в заторные наводнения значи­тельно уменьшился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: