Наводнения на Днепре и его притоках

Днепр далеко не всег­да соответствовал эпитетам „родной, „чудный, „кормилец и поэтическим образам, которыми его щедро наделяли предания и легенды, писатели и поэты. История показывает, что Днепр неоднократно был источником огромных по масштабам бедствий для жителей его берегов. Не случайно Н. В. Гоголь в повести „Страшная месть восторженные строки, посвященные Днепру — „Чуден Днепр при тихой погоде…,— закончил словами:

„Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут и заливаются вдали… Дико чер­неют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из казаков осмелится гулять в челне, в то время, когда рассердил­ся старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает как мух людей.

На Днепре, в нижнем и среднем течении, в недавнем прошлом от наводнений постоянно несли ущерб города Херсон, Запорожье, Екатеринослав (Днепропетровск), Кременчуг и Киев, в верхнем течении — Могилев, Смоленск и множество населенных пунктов.

Первые относительно достоверные сведения о высоком навод­нении на Днепре относятся к 1128 г.— выдающемуся по вод­ности для всей современной Европейской территории СССР. „ В се же лето бысть вода велика, потопи люди, жита и хоромы уне-се… — писал о нем летописец.

Неоднократно высокие половодья происходили в районе Смо­ленска. Царь Алексей Михайлович, нахрдившийся во время на­воднения 1655 г. в городе, писал своим сестрам, что „с моста, возвышавшегося над меженним уровнем в Днепре на 7 сажень (около 15 м — С. Г.), черпают воду и старожилы не помнят та­кого 30 лет .

О наводнении 1684 г. у Могилева литературные источники сообщают: „В сем году необыкновенна велика вода была, многих понудила выбираться из домов… и вообще много причинила вреда. Город терпел бедствия во время наводнений в 1709 и 1760 гг.

Особенно тяжелым по последствиям оказалось весеннее на­воднение 1789 г. Его называли „ужасным, „пагубным, „разру­шительным . От него терпели бедствия Киев, Кременчуг и много­численные приднепровские села.

Весной 1800-го и осенью 1818 г. колокольный звон в Киеве возвещал о стихийном бедствии — разливе Днепра.

Небывалые по высоте и разрушительной силе катастрофичес­кие наводнения, остающиеся пока историческими, произошли на реке в 1845 и 1931 гг.

Весеннее половодье 1845 г. было высоким на всей европей­ской части России, на Кавказе и в Крыму. В бассейне Днепра создались исключительно благоприятные условия для формиро­вания высокого наводнения.

Однако в наводнение 1931 г. максимальные уровни на всем протяжении Днепра и его притоков, кроме Припяти и Десны, оказались еще более высокими. Это наводнение считается не­превзойденным, как по высоте стояния воды, так и по размерам зоны затопления. Измеренные уровни и расходы воды в реке дали возможность установить, что такие наводнения могут пов­торяться примерно один раз в 300 лет. Причинами этого навод­нения были следующие обстоятельства. В августе — октябре пред­шествующего, 1930-го, года в бассейне реки прошли дожди, на 40—80% превысившие среднюю многолетнюю норму осадков для этого периода. Почва оказалась увлажненной до предела. К кон­цу марта 1931 г. запасы снега на водосборе достигали 140— 200% многолетней нормы. Снеготаяние, наступившее в первой декаде апреля, проходило очень дружно, при температуре +6, + 12°, и в течение 3—4 дней охватило весь бассейн.

Однако в бассейне Днепра возможны еще более благоприят­ные сочетания условий для формирования высоких половодий.

В 1933 г. половодье на Днепре было невысоким, но осадки, выпавшие в бассейне реки в летне-осеннкй период, оказались столь обильными, что превысили в 1,5 раза среднюю многолет­нюю норму и вызвали небывалый паводок повторяемостью при­мерно 1 раз в 350 лет.

После создания системы водохранилищ от наводнений стра­дают только притоки Днепра (Березина, Друть, Сож, Припять, Десна и др.), а также его верховья.

Среди притоков Днепра р. Припять отличается длительностью наводнений. Продолжительность наводнений на Припяти в от­дельные годы достигает 90 дней. Разливы ее в половодье дости­гают 20 км и более. Связь между населенными пунктами, распо­ложенными на островах среди болот Полесья, в это время осу­ществляется только на лодках. Высокая вода держится иногда до июля. До Октябрьской революции на правобережье р. Пины (приток Припяти) в некоторых селах, например в Мисятичи, ритуальный пасхальный обряд православных „крестный ход вокруг церкви почти ежегодно совершается на лодках.

Днестровские наводнения. Для Днестра и его притоков ха­рактерны ливневые паводки, происходящие по нескольку раз ежегодно. В Прикарпатье сумма осадков во время ливней дости­гает почти 300 мм. В Днестр, в среднем течении, и в его прито­ки за один выдающийся паводок поступает до 25—35% годо­вого стока.

Начало истории днестровских наводнений теряется в глубине веков. Катастрофические наводнения на Днестре, оставившие о себе память навсегда, происходили в 1164, 1700 и 1941 гг. Выдающиеся наводнения начиная с 1785 г. наблюдались 14 раз.

В Ипатьевской и Воскресенской летописях за 1164 г. сооб­щается, что летом был потоп в Галиче. Сильный дождь, шедший день и ночь, вызвал большой подъем воды в Днестре, Река вышла из берегов, произвела огромные разрушения, похоронила в разбушевавшихся водах более 300 человек. Наводнение воз­никло настолько внезапно и быстро, что население вынуждено было спасаться на деревьях и крышах строений, оказавшихся в воде. В результате летнего катастрофического наводнения 1700 г. оказались затопленными большие площади пашен, лугов, садов, погибло огромное количество скота, имелось много человеческих жертв.

Многократно терпел бедствия от днестровских наводнений город Могилев-Подольский как в далеком прошлом, так и в более позднее время.

В 1841 г. на реке дважды было большое наводнение, и га­зеты сообщали о „сильных и быстрых приливах вод, каковых не помнят старожилы .

Три года подряд — в апреле 1863 г., июне 1864 г. и в марте 1865 г.— из-за ливневых дождей высокие наводнения возникали в бассейнах левобережных притоков Днестра.

В весеннее наводнение 1871 г. сильно пострадали г. Ямполь, г. Рыбница и многочисленные населенные пункты.

В течение 1882 г. на Днестре наблюдалось девять паводков, вызвавших значительные наводнения.

Никогда так не бушевала водная стихия в бассейне Днестра, как в сентябрьское наводнение 1941 г., во время Великой Оте­чественной войны. Его вызвали сильные дожди, перешедшие в ливень, который длился с 29 августа по 4 сентября. Исключи­тельной силы ливень достиг 2 сентября и продолжался непре­рывно около 12 ч „как из опрокинутой бочки . Стремительные потоки воды сносили все, что встречалось на их пути. Вода за­топила массу населенных пунктов, смыла почти весь урожай, произвела огромные разрушения. Еще сильнее бушевал ливень в горах. Население горных районов вынуждено было срочно эвакуироваться.

В июне — июле 1948 г. на реках Молдавии вновь наблюдались высокие наводнения, вызванные дождями. На укреплении и подсыпке защитных дамб левобережья Днестра работало 20 тыс. человек. Их самоотверженный труд предотвратил затопление площадей, занятых ценными сельскохозяйственными культу­рами.

В весенний период вследствие неустойчивых температур возду­ха в бассейне Днестра и сильной порожистости его русла нередко возникают наводнения заторного происхождения.

В апреле 1845 г. около Григориополя возник огромный ле­дяной затор, вызвавший повышение уровня воды в реке на 6,4 м. Старожилы утверждали, что подобного наводнения в предшествующие 60 лет не наблюдалось.

В феврале 1861 г. во время ледохода на притоке Днестра Ушице образовался ледяной затор, вызвавший внезапное высокое наводнение. Жители прибрежных селений едва успели спастись сами, бросив все свое имущество. На следующее утро виднелись только крыши затопленных домов, плывущие по воде стога сена и домашний скот.

Своеобразно формировался ледяной затор, вызвавший высо­кое наводнение во время зимней оттепели 1959-60 г. в районе пос. Жванец. В начале декабря 1959 г. в результате похолода­ния на реке образовался ледяной покров. Однако в конце месяца наступила оттепель и произошло вскрытие реки, вызвавшее ле­доход. К 5 января 1960 г. река очистилась ото льда, в середине третьей декады наступило похоладание и река вновь покрылась льдом. В конце января опять пришла оттепель. По реке двига­лась густая масса льда и шуги в виде вала, напоминающего селевой поток. С 30 января по 1 февраля температура воздуха снова понизилась и достигла —15°. Движение льда замедлилось и началось образование затора. Он просуществовал около 24 дней. Наступившая 26 февраля оттепель способствовала еще большему подъему воды в Днестре. Вскрылись притоки Збручь и Жванчик, перед затором подъем уровня воды достиг 564 см, вызвал его подвижку и образование разводий. Разрушение за­тора, к счастью, происходило медленно, горизонт воды перед ним снижался постепенно.

В 1969 г. водная стихия Днестра дважды напоминала о своей мощи. Зимой, в декабре, в верховьях реки в Карпатах произошла внезапная оттепель с дождями. Лед, взломанный в верховьях, пошел поверх льда на ниже лежащих участках ре­ки, периодически образуя заторы. Вода, встретив затор, разли­валась, затопляла все кругом, затем, набрав силы, прорывала ледяную перемычку и, захватив из нее лед, вновь устремлялась вниз, где опять образовался затор. Этот процесс развивался вниз по течению реки, пока затор не был остановлен ниже городка Сороки наступившими морозами. Первыми весенними водами, пришедшими с Карпат, когда лед еще стоял по всему Днестру до устья, был подтоплен городок Сороки. Затем затор двинулся вниз и остановился ниже г. Рыбница, плотно запру­див реку. Воды Днестра вышли из берегов. Спустя несколько дней наводнением было охвачено все течение Днестра. Затор, похожий на своеобразный айсберг, двигаясь вниз по течению, достиг водохранилища Дубоссарской ГЭС и здесь окончательно остановился.

„Он производил ошеломляющее впечатление. Перед нами без конца и края лежало неподвижное поле вздыбившихся друг на друга огромных ледяных пластов полутораметровой толщины. Местами ледяные скопления, словно го­ры, возвышались над торосами.

Ледяное поле жило своей таинственной жизнью, дышало — негромко, но слышно — однотонным, застывшим шорохом, будто переводило дыхание после мощного разрушительного броска перед следующим ,— писал очевидец.

Прошло несколько месяцев, и вновь газеты сообщали:

„Два дня, 7 и 8 июня, продолжались ливневые дожди в Карпатах и на территории Ивано-Франковской, Львовской, Закарпатской областей. Перепол- . нились, разлились горные реки, уровень воды в Днестре, Пруте и их прито­ках быстро повысился…

Достаточно заблаговременный прогноз дал возможность свое­временно эвакуировать население из наиболее опасных мест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: