В наши дни многие специалисты обращают внимание государственных политических и военных деятелей, исполнительные и законодательные структуры на необходимость разработки концепций как партизанской, так и противоповстанческой борьбы и на этой основе нормативной базы, необходимость финансирования этого рода деятельности и т.д. Особое внимание при этом уделяется историческому и национальному опыту. При этом неоднократно ссылаются на опыт США, где впервые формы и способы противоповстанческой борьбы были официально закреплены в наставлении сухопутных войск в 1911 г. В нем регламентировались ведение «боевых действий против иррегулярных сил в ходе второстепенных боевых действий». Под иррегулярными силами следовало понимать повстанческие (партизанские) движения, которые вели так называемые «беспокоящие» действия. Против них предписывалось силами нескольких подразделений проводить энергичные мероприятия наступательного характера, аналогичные кавалерийским рейдам.
Известен специально подготовленный доклад «СНБ-68», который был утвержден Советом национальной безопасности США. В нем была предпринята попытка сформулировать концепцию противоповстанческой борьбы в рамках теории «малых войн» и обосновать необходимость начала широкой подготовки к «ограниченным войнам».
В ряде публикаций, появившихся в последние годы, отмечается, что в военных доктринах государств — членов НАТО важное место занимает концепция так называемой «контрпартизанской борьбы», включающая политические, идеологические, экономические и военные аспекты боевых действий по ликвидации партизанских и специальных формирований. Так, в журнале «Милитэри ревью» один из теоретиков по этому вопросу писал, что «политические, психологические и экономические операции неотделимы от военных операций, и потому в совокупности они являются главным условием успехов в борьбе против партизан». Этой же точки зрения придерживаются авторы монографии «Партизаны в 60-х годах» П.Парет и Дж.Шай, которые, анализируя различные формы борьбы с «иррегулярными силами», считают, что «нанесение военного поражения партизанам исключительно трудно и вообще невозможно, пока они не лишились источников снабжения, разведывательных данных и защиты, которые им обеспечивает поддержка народа». Как заявил один из представителей администрации президента США, «ирония ядерного века заключается в том, что самым эффективным современным оружием является партизанская война».
Рекомендуемые натовскими военными теоретиками мероприятия являются результатом внимательного изучения ими теории и практики партизанской борьбы. Они считают, что непременным условием анализа вооруженных выступлений народных масс и выработки соответствующих контрмер является изучение работ В.И.Ленина. Например, в объемистом труде «Современная партизанская война» помещена ленинская работа «Партизанская война» с соответствующими комментариями. Этот труд считается наиболее важным для правильного понимания «коммунистической конфликтной доктрины».
Возрос интерес натовских военных специалистов к вопросам китайской и вьетнамской партизанской теории и практики, работам Мориса Тореза, Че Гева-ры, Во Нгуен Зиапа и других, анализирующих теоретические аспекты этого вида вооруженной борьбы. Американские эксперты придерживаются правила, которое гласит, что для того, чтобы бороться с противником, надо не только знать его тактику и способы действий, но и владеть ими.
Понимание важности изучения основ тактики партизанских (повстанческих) действий пришло к американским военным после унизительных поражений в Корее и Вьетнаме. Основной причиной их явилось пренебрежительное отношение к партизанам и уверенность в эффективности применяемого вооружения и техники. Тогда, в ответ на совершенно новую угрозу, необычную и нетрадиционную, США применили привычную стратегию и тактику, прибегли к американскому стилю ведения боевых действий, не даже попытавшись приспособить его к природе этого конфликта.
В свое время президент США Д.Кеннеди в одном из публичных выступлений признал необходимость тщательной подготовки войск к ведению контрпартизанской борьбы и высказал ряд предложений, которые легли в основу новых уставов и директив. В частности, он отмечал: «Это особый вид войны, новый по степени интенсивности, древний по происхождению — война партизан, террористов, повстанцев, политических убийц, война, ведущаяся из засады, а не открытым боем, проникновением, а не нападением. Победа в ней достигается путем изматывания противника, а не вступлением с ним в бой… Возможность возникновения такой войны в предстоящем десятилетии наиболее вероятна, если мы хотим защитить нашу свободу, то для ее ведения требуется другая стратегия, другие силы, новая и совершенно иная военная подготовка».
Основы контрпартизанской борьбы изложены в специальных директивах военного командования НАТО, уставах, наставлениях и инструкциях и довольно широко пропагандируются военной периодикой.
Натовские специалисты полагают, что повстанческая деятельность по интенсивности действий подразделяется на три этапа, между которыми нет четко различимых границ. На первом этапе «скрытой и зарождающейся повстанческой борьбы» боевые части стран НАТО не рассматриваются в качестве эффективного средства ее подавления. Вместо них широко используются различного рода специалисты, подразделения обеспечения для оказания содействия в «стабилизации внутриполитического положения».
Второй этап — «партизанская война» — начинается после создания повстанцами сильной организации и консолидации своего положения в стране. На этом этапе инструкторы и советники из состава сил специальных операций действуют более целенаправленно. В том случае, если правительственные войска «угодного» США и другим странам НАТО режима не в состоянии сами справиться с партизанским движением, предусматривается переход к применению «легких» пехотных частей и подразделений.
Задача этих сил заключается в изоляции партизанских отрядов от их баз снабжения, уничтожении этих баз. Конечная цель — рассеивание партизан. При окружении партизанских отрядов для их уничтожения планируется использовать тактическую и армейскую авиацию.
Третий этап — «маневренная война». Он начинается в том случае, когда повстанческое движение приобретает на всей территории государства большой размах и партизаны ведут бои с регулярными правительственными войсками, стараясь овладеть важными географическими, политическими и военными объектами, захватить власть в стране. На этом этапе войска НАТО могут использовать значительные силы, в том числе «легкие» пехотные, воздушно-десантные, аэромобильные, моторизованные или танковые части и подразделения. Так, в частности, действовали натовцы совсем недавно в Боснии и Косово.
Борьба с партизанскими и специальными формированиями в странах НАТО характеризуется, прежде всего, заблаговременным созданием централизованной и хорошо управляемой системы внутренней безопасности, которая должна отвечать требованиям мирного времени и быть способна сравнительно быстро перестраиваться в кризисной обстановке или в начале войны. Эта система, по взглядам специальных служб и военного командования НАТО, должна включать: защиту (охрану и оборону) территорий и важных объектов; режимные и контрразведывательные мероприятия; диверсионно-подрывную деятельность и др.
Важную роль в борьбе с партизанскими и специальными формированиями командование НАТО отводит информационно-психологическим операциям, дезинформации, террору бандитско-повстанческой деятельности, чтобы ослабить силу влияния партизан на население, запугать и отколоть его от партизанского движения. Основным объектом воздействия при проведении психологических операций является гражданское население, и в первую очередь та его часть, которая к моменту осуществления акции не определилась в выборе своих политических приоритетов. Первоочередными объектами психологической обработки являются врачи, учителя, священники, бизнесмены, юристы, чиновники и другие люди, пользующиеся авторитетом у местного населения.
Основу информационно-психологических операций против партизанских и специальных формирований, по мнению зарубежных военных теоретиков, должна составлять печатная, радио- и телепропаганда, устное распространение соответствующих сведений, а также агентура.
Регулярные войска предполагается привлекать для борьбы с партизанскими и специальными формированиями в случаях их исключительной активности. При этом к вооруженным силам предъявляются ряд требований, которые сводятся к следующему: личный состав должен иметь такое оружие и боевую технику, которые отвечали бы требованиям их использования в природно-географических условиях района предстоящих действий; тыловое обеспечение должно основываться, главным образом, на использовании собственных сил и средств, осуществляться в условиях ограниченной тыловой поддержки или при ее полном отсутствии; соединения и части должны быть подготовлены к ведению боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами союзников.
Военное командование США и других стран НАТО считает, что части и подразделения, участвующие в борьбе с иррегулярными формированиями, должны быть соответствующим образом подготовлены и обучены. В этой связи программа индивидуальной подготовки и подготовки в составе подразделения подразделяется на заблаговременную и специализированную (непосредственную).
Надо добавить, что в соответствии с уставами и наставлениями командиры всех степеней обязаны постоянно заниматься идеологической подготовкой подчиненных для нейтрализации негативных моральных и психологических факторов, возникающих в ходе боевых действий, поддержания дисциплины и создания благоприятного отношения к себе со стороны местного населения.
В основу организации борьбы с партизанскими и специальными формированиями в иностранных государствах положен территориальный принцип, согласно которому на театрах военных действий (стратегическом направлении) создаются зоны (округа, районы) ответственности с выделением определенных сил и средств. Главная роль в этой борьбе отводится войскам территориальной (внутренней) и гражданской обороны стран — участниц НАТО.
Все больше повышается роль невоенных методов борьбы с партизанскими и повстанческими движениями. К ним, в частности, относятся: завоевание доверия местного населения; предоставление общественности конкретных доказательств того, что сотрудничество с властями дает людям большие преимущества, чем поддержка партизан; создание специального органа для постоянного информирования населения о запланированных программах развития и результатах их осуществления.
Изучив недостатки участия вооруженных сил в контрпартизанской борьбе, западные военные эксперты пришли к выводу, что подразделения, ведущие борьбу с партизанами, должны быть «подготовлены для решения специфических военных, разведывательных, полицейских, административных, социальных, дипломатических задач». Успех в этой войне означает не физическое уничтожение противника, а создание в стране таких условий, в которых достижение повстанцами своих целей становится практически невыполнимым.
Все это свидетельствует о том, что в иностранных государствах, прежде всего натовских, следует ожидать дальнейшего качественного совершенствования и количественного увеличения сил и средств, выделяемых для борьбы с партизанскими и специальными формированиями, повышения их боеготовности и мобильности, более широкого применения авиации, особенно вертолетов, специальных команд и различных технических средств.
По взглядам американских военных специалистов, с окончанием «холодной войны», ликвидацией СССР и Организации Варшавского Договора, появлением новых государств возрастает вероятность возникновения войн нового поколения, для которых будут характерны иные формы и методы ведения. Это связано со стремлением противоборствующих сторон не к физическому уничтожению войск противника, а к их подрыву, развалу военной мощи изнутри. Первостепенное значение сейчас приобретает стратегия непрямых действий, направленных на дестабилизацию социально-политической ситуации, развитие локальных конфликтов, легитимное использование многонациональных вооруженных сил для установления контроля в зонах жизненно важных интересов.
В связи с эти изменится и характер войн. На первое место выходят так называемые «конфликты низкой интенсивности», или «малые войны». К основным причинам, влияющим на их возникновение, военные специалисты США относят угрозу своим жизненно важным интересам. Они уверены в том, что такие конфликты все в большей степени будут теми войнами, которые американцам придется вести в будущем. В системе непрямых действий, как предполагается, особое место будут занимать специальные методы ведения войны, начиная с психологических операций, подрывных действий и заканчивая операциями сил специального назначения.
К сожалению, сегодня в России отсутствует нормативно-правовая база и теория, определяющие, как в странах НАТО, сущность и характер как партизанской войны, так и борьбы с партизанством и сепаратизмом. Заявляя о безусловной поддержке национально-освободительных движений, обеспечивая их материальную и идеологическую базу, в СССР, несмотря на богатый национальный исторический опыт, не только теорию контрпартизанской, но и партизанской борьбы не разрабатывали.
Между тем позитивный и негативный международный и национальный исторический опыт партизанской войны и контрпартизанских («контртеррористических») операций позволяет сформулировать основные принципы их организации и ведения.
Сначала о партизанской борьбе как непременном компоненте наступательных и оборонительных действий армии.
Прежде всего, это — ее соответствие политическим и военно-стратегическим целям и задачам войны; заблаговременность подготовки невойсковых и войсковых контингентов; адекватность целям и задачам, решаемым войсковыми формированиями; динамичность организационно-штатной структуры партизанских формирований; постоянное взаимодействие с войсками; единое военное и политическое руководство; централизованное обеспечение; постоянный контакт с местным населением, учет его национальных особенностей, социально-политической и национально-религиозной направленности и др.
В соответствии с этим содержание партизанской борьбы в войне можно представить как комплекс действий и мер (политических, военных, правовых, организационных, технических и др.) по нарушению работы тыла противника; войсковые, оперативные и иные действия, осуществляемые разведывательными, контрразведывательными органами, специальными войсковыми и невойсковыми формированиями по ее организации, управлению и обеспечению.