Всем известна легенда об исчезнувшем материке Атлантида — часто повторяемый рассказ о высокоразвитой островной цивилизации, погибшей в результате природной катастрофы. Эта легенда дошла до нас из сочинений Платона, и множество ученых пытались отделить в ней факты от поэтического вымысла.
Современная научная мысль склоняется к представлению, что если высокоразвитая культура существовала раньше на каком-то острове, погрузившемся затем в море, то это произошло не в Атлантическом океане, а гораздо ближе к Греции и Египту и что эта культура была одной из ранних человеческих цивилизаций. В нынешнем столетии археологи открыли хорошо развитую так называемую минойскую цивилизацию, центром которой был остров Крит. Существуют веские основания думать, что закат этой «первой цивилизации Европы» наступил внезапно и для его объяснения можно привлечь предположение о гигантской природной катастрофе или ряде таких катастроф.
Подойдя к такому объяснению загадки Атлантиды, ученые провели геофизические и геологические исследования, нацеленные на то, чтобы доказать, что одновременное бегство жителей из этих мест и опустошение минойских дворцов и поселений было вызвано не набегами грабителей, а мощным разгулом геологических стихий. Источником этой природной катастрофы был, как полагают, вулкан Санторин, располагавшийся на острове Тира, примерно в 120 км к северу от древнего критского города Кносса (рис. 6). Геологические данные указывают на то, что сравнительно слабая активность этого вулкана около 1500 г. до н. э. стала резко возрастать и достигла стадии катаклизма. По сути дела, предполагается, что последние стадии извержения Сантори-на были похожи на взрыв вулкана Кракатау в 1883 г. Минойские города на острове Тира оказались погребенными, и их развалины сохранились до сих пор под слоями пемзы и вулканическо
го пепла. В развалинах найдено мало человеческих останков, и это наводит на мысль о том, что население было, вероятно, предупреждено ранними стадиями извержения,-возможно, сопровождавшими его землетрясениями.
Как и в случае с Кракатау, весьма вероятно, что при этой катастрофе возникали цунами, достаточно мощные, чтобы привести к опустошению ближайших участков побережья Крита и затопить низменные земли вокруг всей восточной части Средиземного моря. Эти выводы подтверждаются прямыми свидетельствами воздействия цунами на греческие острова в последние годы. Например, землетрясение 1956 г.*), возникшее у юго-восточного побережья острова Аморгос (о-ва Киклады, Греция), сопровождалось цунами, которое вызвало разрушения на Аморгосе и многих окружающих островах, включая Патмос, Крит и Милос. Более 80 мелких судов и лодок было разбито, один человек утонул. Сообщалось, что у берегов Аморгоса высота волн доходила до 25-40 м.
Другой знаменитый пример относится к противоположному краю Средиземноморского района. Это цунами возникало у берегов Пиренейского полуострова после Лиссабонского землетрясения 1755 г. Несколько высоких океанских волн обрушилось тогда на западные берега Испании, Португалии и Марокко, значительно увеличив число жертв этого землетрясения. По сообщениям, высота волны в Лиссабоне достигла пяти метров над уровнем высоких приливов. В Средиземном море волна быстро затухла, но в Северной Атлантике она потревожила в тот день гавани Англии, Голландии и Франции. К сожалению, уменьшить опасность цунами, возникающих в небольших океанических бассейнах или в морях типа Средиземного, трудно, так как время движения цунами от его источника недостаточно велико и система раннего предупреждения не может действовать так же эффективно, как в Тихом океане.
Обрушение части отеля «Арлингтон» в Санта-Барбаре (северный пригород Лос-Анджелеса) во время землетрясения 29 июня 1925 г. (Фотоснимок компании «Патнэм стьюдиос».)