Землетрясение в южной Италии в декабре 1857 г. было столь разрушительным, что местные коммуникации были нарушены и прошла почти неделя, прежде чем известие о его размерах достигло областей за пределами Неаполитанского королевства. Сразу же после этого Роберт Маллет обратился в Лондоне к Королевскому обществу с просьбой о разрешении на поездку, и в феврале 1858 г. ему удалось прибыть в Неаполитанское королевство. Здесь он провел два месяца, выполняя первое научное полевое исследование, глубокое и всестороннее, эффектов сильнейшего землетрясения.
В методы Маллета входило детальное картирование и систематизация сведений об ощущениях людей при землетрясении, о разрушении зданий и нарушениях земной поверхности. Таким путем он стремился измерить силу и распределение колебаний грунта. Соединяя на карте линиями места с одинаковой степенью разрушений, или с одинаковой интенсивностью сотрясений (он называл их изосейсмальными линиями, теперь такие линии называют изосейстами), он определил эпицентр землетрясения и, следовательно, установил положение источника сейсмических волн. Кроме того, характер расположения изосейст позволил Маллету судить о том, как уменьшается воздействие сотрясений с расстоянием, и оценить относительные размеры землетрясения.
В течение многих десятилетий после работ Маллета сейсмологи использовали интенсивность сотрясений как самую распространенную меру величины землетрясения. Интенсивность определяется по степени повреждения искусственных сооружений, по нарушению поверхности грунта и характеру реакции животных на сотрясения (и, конечно, по ощущениям людей-Ред.). Первая современная шкала интенсивности была разработана де Росси в Италии и Форелем в Швейцарии в 1880-х годах. Эта шкала, которая все еще иногда используется при описании землетрясений, состоит из десяти градаций (баллов): от I до X. (Опубликованные данные об интенсивности Сан-Францисского землетрясения 1906 г. основаны на этой шкале.) Более совершенная шкала, 12-балльная, была разработана в 1902 г. итальянскими сейсмологом и вулканологом Меркалли. Один из вариантов этой шкалы, известный как стандартная модифицированная шкала интенсивности Меркалли, приведен в приложении В. Он разработан X. О. Вудом и Ф. Нойманном (Ньюманом) в применении к особенностям построек, характерным для Калифорнии (и для большей части США вообще). На рис. 1 дается пример того, как указанная шкала была использована для изучения колебаний прц Нью-Мадридском землетрясении 16 декабря 1811 г.
Воспользовавшись описаниями, приведенными в приложении В, житель любого района, в котором характер построек и социальные условия близки к калифорнийским, может сам оценить силу местного землетрясения в баллах этой шкалы*). Предположим, например, что землетрясение ощущалось всеми, большинство людей было напугано, многие выбежали из домов. Предположим также, что была сдвинута с места тяжелая мебель (скажем, холодильники, большие телевизоры, диваны^ обваливалась штукатурка и были повреждены некоторые дымоходы. Тогда это соответствует VI баллам по модифицированной шкале Меркалли. В других странах разработаны и широко используются иные шкалы интенсивности. В частности, свои шкалы имеются в Японии и в Советском Союзе**), где условия существенно отличаются от условий в Калифорнии.
*) После ощутимого землетрясения, возникшего в горах северо-восточной Калифорнии, один домовладелец сказал о его воздействии так: «будто медведь забрался на крышу». Чему это соответствует по модифицированной шкале Меркалли? **) В настоящее время в СССР и ряде европейских стран чаще всего используется международная шкала Медведева-Шпонхойера-Карника MSK-64.- Прим. ред. |
Оценка интенсивности землетрясения по описательной шкале основана не на измерениях колебаний грунта с помощью каких-либо инструментов, а на непосредственных наблюдениях воздействия землетрясения в плейстосейстовой зоне. Описательная
шкала и сейчас сохраняет свое значение, так как, во-первых, во многих сейсмичных районах пока нет сейсмографов для измерения сильных движений и, во-вторых, длительная история землетрясений в сейсмоактивных районах составлена именно из таких описаний. Однако в использовании этого метода есть одна сложность, влияющая на точность оценки интенсивности: в каждом городе и каждой деревне часто указывают балл, отражающий наибольшую интенсивность, тем самым завышая общий местный эффект землетрясения. Особенно трудно разобраться в вопросе об оползнях, вызванных землетрясением. По модифицированной шкале Меркалли образование оползней отвечает X баллам. Но факт заключается в том, что оползни-обычное явление для многих, даже асейсмичных районов, и известно, что совсем малое сейсмическое сотрясение может послужить толчком для развития крупного оползня.
Когда в наше время после землетрясения проводится обследование пострадавшего района, среди жителей распространяется вопросник, составленный в соответствии со шкалой интенсивности (см. приложение В). На основе полученных ответов строятся карты типа той, которая показана на рис. 1. На них области различной интенсивности разделяются линиями изосейст. Такие карты дают грубые, но тем не менее важные сведения о характе-
/-дюнные пески; 2-аллювий, насыпной грунт, ил; 3-морская терраса: сыпучие пески, глины, 4-морские осадочные породы: пески, алевриты, глины; 5-Францисканский комплекс: песчаники, глинистые и кремнистые сланцы, конгломераты; метаморфические и вулканические породы; 6-ультраосновные интрузивные породы ре колебаний грунта на разных расстояниях от очага землетрясения; кроме того, они отражают влияние подстилающих слоев горных пород и поверхностных грунтов на интенсивность сотрясений. Часто упоминают о связи, обнаруженной между типами горных пород в районе Сан-Франциско и интенсивностью землетрясения 1906 г. На рис. 2 можно проследить зависимость между силой сотрясений и размером ущерба, с одной стороны (верхняя часть рисунка), и горно-геологическими и грунтовыми условиями — с другой (нижняя часть рисунка). Ясно, что районы развит™ твердых пород, слагающих холмы (Kjf), соответствуют слабой степени повреждения построек (многие дымовые трубы не упали), тогда как в районах рыхлых наносов (Qal) по побережью залива Сан-Франциско отмечена высокая интенсивность.