Прежде чем человечеству удалось понять грозную силу различных явлений природы, оно прошло длительный и сложный путь развития — от трепета и страха перед силами природы на заре своего существования через столетия полного суеверий и религиозных предрассудков средневековья до современного состояния знаний.
Обратившись к истории, мы можем восстановить по различным писаниям и легендам, каким наши далекие предки видели устройство мира и каковы, по их взглядам, причины возникновения землетрясений. Некоторые из легенд излагают фантастические представления малограмотных или просто неграмотных людей; другие были выдуманы различными ловкачами, стремившимися поразить воображение людей своими необъятными познаниями и прослыть волшебниками; третьи, более поздние, рождались при искреннем стремлении дать более или менее правильную оценку землетрясениям. Но в силу недостатка в то время фактических сведений и неумения делать из них правильные выводы и обобщения, в силу слабого развития науки люди не могли найти ответ.
Вот что пишет Э. Роберте в книге «Когда сотрясается земля»: «По преданию одного бирманского племени Земля окружена кольцом из змей. Если какая-нибудь из них, приняв по ошибке свой хвост за нечто съедобное, начинала ловить его, то вызванные ею сотрясения распространялись по всей Земле. Жители Молуккских островов также верили, что причиной землетрясений являются змеи. Согласно индийской легенде, Землю поддерживает множество змей, не давая ей упасть в море. Перебрасывая свою ношу друг другу, они якобы вызывают землетрясения.
Существует немало вариаций на эту тему, и всегда в них фигурируют животные. В древние времена они играли особо важную роль в жизни человека. Крупные животные восхищали древних своей силой; ничего удивительного, что они казались предназначенными для выполнения наиболее ответственных задач. В Восточной Индии, например, считалось, что Землю поддерживает буйвол. На о-ве Целебес эту роль выполнял боров; почесываясь о пальму, он раскачивал Землю и этим вызывал землетрясения. Монгольские ламы — буддийские священники — утверждали, будто бы бог препоручил заботы о Земле специально сотворенной для этой цели чудовищной лягушке. Всякий раз, когда она делала движение какой-либо частью тела, в ближайших областях Земли возникали землетрясения…
Подобные представления получили широкое распространение и пользовались популярностью даже среди греков и римлян, обладавших более высоким уровнем развития. Постепенно люди поняли абсурдность представлений о животных — монстрах, которых никто не видел в глаза. Появилась потребность в других объяснениях, которые, как считали в те времена, были более правдоподобными.
Так у древних появились особые боги и титаны. У греков это был Атлас, славившийся своей силой; он-то и держал на своих плечах Землю. Однако виновником частых землетрясений был не он. Считалось, что землетрясения чаще всего происходят вдоль побережья, поэтому их связывали с греческим богом морей — Посейдоном (у римлян — Нептуном). Его называли также «Колеба-телем Земли».
…Многих философов древности интересовали причины землетрясений. О них упоминается в трудах Сенеки,
Плиния, Аристотеля и др. Римскому поэту Овидию Земля казалась одушевленным и крайне чувствительным существом. Пытаясь укрыться от палящих лучей, грозящих ей гибелью, она в страхе содрогается. Подобное представление Овидия частично перекликается с бытующим кое-где и поныне мнением, что причиной землетрясений следует считать взрывы под землёй, которые отмечаются только в жаркую погоду…
Греческий философ Анаксагор (V в. до н. э.) связывал землетрясения с воздействием особого эфира (который, по-видимому, соответствовал нашему понятию атмосферы), попадавшего на землю вместе с дождем. Другой философ — Демокрит, живший в то же время, считал, что землетрясения вызываются дождем или просачивающейся из морей и озер водой…
Греческий философ Аристотель, живший в IV в. до н. э… по-своему пытался объяснить все природные явления… Он, например, сравнивал землетрясения с приступами озноба у человека, больного лихорадкой, и впервые ввел понятие.1 о четырех элементах: этими элементами, позднее всеми признанными, являются огонь, вода, земля и воздух. По мнению Аристотеля, именно различными их сочетаниями объясняются такие хорошо известные природные явления, как ураган, извержения вулканов и землетрясения. Из его пространных трактатов о сущности явлений мы узнаем, что землетрясения вызываются главным образом просачиванием заключенного в пещерах йод большим давлением воздуха».
Позднее наступил довольно продолжительный период религиозного догматизма. В этот период большинство явлений природы объяснялось «божьей карой».
«Византийский император Юстиниан, правивший в VI в. н. э., указом ввел смертную казнь за целый ряд преступлений, в том числе за богохульство и ворожбу на волосах с чьей-либо головы, так как считалось, что эти поступки вызывают грозы и землетрясения.
Со временем взгляды на причины землетрясений стали менее фантастичными, но по-прежнему находились под сильным влиянием религиозных предрассудков, поскольку истинные причины оставались неясными…
Длительное время люди ошибочно полагали, что землетрясения происходят только в населенных районах. Это заблуждение объяснялось слабой заселенностью отдельных районов и отсутствием приборов, способных указать точное местоположение удаленных толчков» 3.
Впрочем, даже при современном состоянии знаний здесь имеется еще немало белых пятен. По крайней мере о причинах землетрясений не существует единого мнения среди ученых и по сей день.