Виды возможного ущерба

Мы могли бы назвать 1976 г. годом губительных землетрясе­ний. Газеты будоражили людей сообщениями об ужасных люд­ских потерях во всем мире. Всего погибло, вероятно, около 700 ты­сяч человек: во время землетрясения 4 февраля в Гватемале погибло 23 тысячи человек; итальянское землетрясение 6 мая в области Фриули стало причиной смерти 900 человек; сейсмиче­ский толчок 28 июля (по местному времени) в районе китайского города Таншань погубил, вероятно, более 650 тысяч человек; при землетрясении 25 июня в Западном Ириане, Индонезия (магниту­да 7,1), было около 6 тысяч погибших; землетрясение и последо­вавшее за ним цунами 16 августа принесли смерть двум тысячам филиппинцев; более 4 тысяч человек погибло при землетрясении около Мурадие в Турции 24 ноября. Кроме того, сотни тысяч людей были ранены, а экономический ущерб, причиненный зе­млетрясениями, был огромен. Гибель многих людей была непос­редственно связана с обрушением зданий и сооружений. (Земле­трясения в Гватемале, в Таншане и во Фриули произошли ночью, когда люди находились в своих домах ненадежной конструкции).

Как ни парадоксально, но, несмотря на всю эту страшную статистику, в 1976 г. число сильных землетрясений было даже не­много меньше среднегодовой цифры. Мировая статистика по­казывает, что ежегодно происходит в среднем около 100 земле­трясений с магнитудой 6 и выше, т.е. примерно одно потен­циально разрушительное землетрясение каждые три дня (см, приложение А). Ежегодно происходит около 20 землетрясений с магнитудой 7 и выше, т.е. одно сильнейшее землетрясение каждые три недели. Эти цифры доказывают, что несчастья 1976 г. связаны не с тем, что сильных землетрясений было боль­ше, чем обычно, а с тем, что необычно много таких землетрясе­ний пришлось на уязвимые, густо населенные районы.

Вероятность ущерба от землетрясений можно сопоставить с другими, повседневными видами риска. В США главную угрозу для жизни людей, не обусловленную природными катастрофами, представляет автомобиль: из каждого миллиона американцев на дорогах ежегодно погибает около 300 человек. Гораздо ниже по этой шкале находится риск, связанный с такими бедствиями, как пожары (0,5 смертных случаев на миллион жителей ежегодно) и торнадо (0,4 смертных случая). Риск, связанный с землетрясе­ниями, даже ниже, и его можно еще уменьшить, если принять меры самозащиты. Конечно, эти меры будут различными в зави­симости от обстоятельств. Обратимся вначале к дополнению 8, где перечислены главные факторы опасности при сейсмическом воздействии.

Главнейшей опасностью, далеко превосходящей остальные, является сотрясение грунта. Оно в свою очередь приводит к со­трясению зданий, в результате чего в помещениях падают раз­личные предметы, а сами постройки могут обрушиться-пол­ностью или частично. Изучая такие явления на месте сразу же после землетрясения, можно многое узнать об этом виде опасно­сти, и много ценнейших исследований такого рода уже опублико­вано.

К сожалению, обычно очень трудно оценить величину ущер­ба, причиненного постройкам при исторических землетрясениях. Одна из увлекательных дискуссий была посвящена трактовке би­блейского рассказа о падении стен Иерихона (Книга Иисуса На-вина: 6). Некоторые составители каталогов исторических земле­трясений полагают, что это событие было результатом земле­трясения. Противоположного мнения придерживался известный

французский сейсмолог Монтессю-де-Баллор. Он говорил, что стены были, очевидно, самыми прочными постройками города и все же воины Иисуса пересекли разрушенные стены, «а город и все, что в нем, сожгли огнем» (Книга Иисуса Навина: 6, 23)-едва ли это было необходимо, если бы землетрясение уже сделало свое дело.

Эффект некоторых крупных исторических землетрясений за­фиксирован иными способами. Например, разрушение, постиг­шее швейцарский город Базель при землетрясении 18 октября 1356 г., отражено для будущих поколений на гравюре по дере­ву, изготовленной два столетия спустя (рис. 1).

Колебания грунта приводят также к нарушению поверх­ностных горных пород и материала основания под постройка­ми, и значительная часть ущерба от землетрясений является следствием потери прочности грунта[9]) (рис. 2); эту связь легко заметить в описании шкалы интенсивности землетрясений (при­ложение В).

Некоторые сооружения будут повреждены из-за того, что они окажутся прямо над активным разломом, вспарывание которого

вызовет подвижку вышележащих пород. Опасность такого рода можно свести к минимуму, если заботиться о том, чтобы стро­ить в стороне от линий разломов, т. е. учитывать геологичес­кие данные о положении разломов.

В настоящее время с этой целью для различных областей Земли составлены специальные геологические карты. Например, Калифорнийское ведомство горных работ и геологии недавно опубликовало для широкого использования карту штата, на ко­торой показаны все известные на его территории активные разломы (вспарывавшиеся в историческое время, со следами чет­вертичных движений и т. д.). Такие обзорные карты, конечно, не всегда надежны, так как некоторые активные разломы могут быть еще не найдены к моменту опубликования (как в случаях появ­ления разломов у Сан-Фернандо в 1971 г. и к югу от Оровил­ла в 1975 г.), а некоторые разломы, обозначенные как активные, могут и не стать в дальнейшем очагами крупных землетрясений.

При землетрясении Сан-Фернандо, которое произошло в 1971 г. к северу от Лос-Анджелеса, были проведены непосредственные наблюдения воздействия поверхностных нарушений на различные типы построек. Равнинный район Сан-Фернандо почти полностью застроен одноэтажными домами с деревянным каркасом. Смеще­ние по разлому (вертикальная составляющая-до 1 м, горизон­тальная-1 м) не привело ни к обрушению зданий, ни к гибе­ли людей. Число тяжелораненых было невелико. Повреждения до­мов, расположенных вдоль сбросового уступа, колебались от не­значительных до таких, когда требовался дорогостоящий ремонт; несколько домов пришлось снести. Водопроводные и газовые трубы, пересекавшие вскрывшийся разлом, часто оказались пережа­ты и разорваны, а в бетонном дорожном покрытии произошло дробление и образовались сколы с надвиганием блоков друг на друга.

Иногда сейсмические колебания становятся причиной навод­нений. Либо это цунами, которые, обрушиваясь на океанское побережье, вызывают большие жертвы и больший материальный ущерб, чем само породившее их землетрясение, либо это стоя­чие волны (сейши) в озерах и водохранилищах. Обрушение пло­тин и прорыв запруд, образованных оползнями, может создать серьезную опасность для населения в нижних участках речных долин. Как уже отмечалось в этой книге, землетрясе­ние (с магнитудой 7), разразившееся в районе залива Литуя на Аляске 9 июля 1958 г., послужило спусковым механизмом для оползня большой массы горных пород, обрушившихся в залив, в результате чего возникла волна высотой 60 м.

Существует, наконец, и угроза гигантских пожаров. Пожары в Сан-Франциско (1906 г.) и в Токио (1923 г.) оставили по себе неизгладимую память. В Сан-Франциско пожар начался вскоре после землетрясения сразу в нескольких местах и буше­вал трое суток, уничтожив 508 городских кварталов. Главные беды были связаны с тем, что многие здания чрезвычайно лег­ко загорались, не хватало противопожарных средств, напри­мер пожарных цистерн, и улицы были слишком узкими. Со­трясения грунта привели к тому, что водопроводная система города была повреждена в сотнях мест и, хотя в распредели­тельных резервуарах воды было много, в горящих районах ее недоставало. При Японском землетрясении 1923 г. в Токио, Иокогаме и других крупных городах провинции Канто погиб­ло более 140 тысяч человек, многие из них-в огненной буре, раздутой в Токио сильными ветрами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: