Землетрясение страстной пятницы, Аляска, 1964 г.

Поперек самой северной части Тихого океана между Камчат­кой и центральным районом южной Аляски широкой дугой тя­нутся Алеутские острова и одноименный желоб. Тихоокеанская плита уходит под этим желобом вниз и на север. На рис. 4 гл. 1 можно видеть, что вдоль всей дуги проявляется высокая вулка­ническая и сейсмическая активность, которая продолжается и дальше на восток, к действующим и дремлющим вулканам гор Ранго. Импульсы поддвигания плиты под Аляску происходят ча­сто, и это вызывает землетрясения, охватывающие обширную область. В каждом отдельно взятом месте поддвигающаяся пли­та может в течение сотен лет быть неподвижной, «прилипшей» к субстрату, тогда как соседние ее части продолжают идти впе­ред. В конце концов происходит резкий «скачок». Блок, который раньше стоял на месте, снова приходит в движение и догоняет соседние зоны, в результате чего и высвобождается энергия деформации.

Именно так случилось в Страстную пятницу 27 ^арта 1964 г. в 5 ч 36 мин вечера. Первое вспарывание произошло на глубине около 30 км под северной частью залива Принс-Вильям; разрыв в горных породах протянулся в плане на 800 км, почти параллель­но Алеутскому желобу.

Сотни измерений, выполненных позже вдоль береговой ли­нии, показали, что колонии морских рачков и других морских op­ганизмов оказались поднятыми над уровнем моря примерно на Юм. Исходя из таких наблюдений, а также из величины подъема отметок приливов относительно уровня океана и из материалов геодезического нивелирования, проведенного от побережья во внутренние районы Аляски, было подсчитано, что при землетря­сении Страстной пятницы деформация земной коры захватила площадь около 200 тыс. км2. Это наибольшая площадь верти­кальных смещений, отмеченная в истории землетрясений. Смеще­ние по разрыву произошло в основном под дном океана, и толь­ко в нескольких местах, например на острове Монтагью в заливе Принс-Вильям, были обнаружены свежие сбросовые уступы. Вертикальное смещение по разрыву на острове Монтагью места­ми достигло 6 м. Однако такие крупные смещения для Аляски — не рекорд; при землетрясении 1899 г. в заливе Якутат, примерно в 320 км на восток, земная поверхность поднялась на 14,3 м.

Резкое поднятие морского дна в заливе Аляска по вскрывше­муся разлому подействовало на океанские воды, как движение гигантского весла, и породило огромные волны. Такие гигант­ские «приливные» волны в океане, производимые землетрясения­ми, называются цунами (см. гл. 5). Гребни первых волн обруши­лись на берега полуострова Кенаи через 19 минут, а на остров Кадьяк-через 34 минуты после начала землетрясения. Обрушив­шись на берег, цунами опустошило приморские поселки вдоль побережья Аляски; особенно большой ущерб был нанесен пор­там Валдиз и Сьюард. Утонуло около 120 человек.

В Анкоридже, находящемся в 100 км от вскрывшегося под за­ливом Принс-Вильям разрыва, сильные колебания грунта нача­лись примерно через 15 секунд после первого вспарывания горных пород. Сильнейшие толчки продолжались более полми­нуты. Когда началось землетрясение, дежурный диктор анко-риджской радиостанции KHAR Р. Пейт сидел перед включенным магнитофоном. Благодаря этому его высказывания в последую­щие минуты сохранились для потомства.

Эй, кто это там?!-Ну и ну!-Ух ты, ничего себе! Ого-ой, ой, ой, ой!-О, господи, да это же землетрясение! Ого!-Точно, землетрясение! Ух, еще раз! Ну и ну,-о чем-то таком мне приходилось читать,-не часто здесь бывает, и вот-на тебе!-прямо сейчас! Боже, все поехало-все эти штуки в ящиках сорвало с ме­ста!… Ой! Страх-то какой, господи! Черт, скорей бы этот дом перестал так ша­таться! Проклятая клетка-о-о-о-о, боже! Ничего такого у меня в жизни не бы­ло! И не похоже, что это когда-нибудь кончится, даже…-о-о-о-о,-все шатается,-будто кто трясет. Постой-ка, я лучше поставлю телевизор на пол. Минуточку-ого! Ну, я скажу, чертовски страшно, а оно все трясет, честное сло­во. Интересно, выберусь я отсюда? О, боже! Ей-богу, хуже мне никогда в жизни не было! Может, уже кончается? О, господи! Ой, ой, господи, дай бог, чтоб это­го больше не было. Ма!-уф! Ей-богу, правда,-честное слово, весь дом шатает­ся как будто кто-то взял его за шиворот и трясет. Все кругом едет, елозит!… Ин­тересно, цела ли еще радиовышка. Боже! Конечно, никто ничего не услышит, но-что они должны передать об этом? Передатчик упал-но я не думаю, что он совсем сдох-ох, меня трясет, как лист,-не думаю, чтобы он совсем сломался.

Боже, такое запросто может свалить вышку,-я ничего не передам в эфир, ни на какой волне, даже и думать нечего. Посмотрим, может, какая-нибудь станция работает.-Нет, никто. Наверное, приемник все-таки в порядке… Ого! Здесь все продолжает шататься. Нельзя даже встать, так болтает,-я на все падаю! Я ведь включил эту штуку и начал говорить, как раз когда это началось! О господи! Честное слово, весь дом трясется, как лист на ветке! Картины,-все двери открыты,-посуда вывалилась из буфетов, и все болтается, туда-сюда, туда-сюда. Надо пойти посмотреть, не порвало ли водопровод или еще что-нибудь. Господи, только бы этого больше никогда не было…*).

Повреждения зданий в южной Аляске при землетрясении 1964 г. были различными в зависимости от характера грунта ос­нования и типа постройки. В Анкоридже сильнее всего пострада­ли высокие здания, тогда как дома с деревянным каркасом оста­лись практически невредимыми, хотя их обитатели пережили

Рис. 4. Аэрофотоснимок береговой линии в районе Тернагейн-Хайтс, сделанный после Аляскинского землетрясения 1964 г. На протяжении приблизительно 2,5 км береговой уступ соскользнул в сторону океана вследствие разжижения линз песка и ила в глинистых породах. (С разрешения Г. Хаузнера.) очень тревожные минуты, а мебель и другие предметы во многих случаях опрокидывались. Объясняется это большим расстоянием от вскрывшегося разлома, в результате чего колебания грунта состояли главным образом из весьма длиннопериодных волн, ко­торые не могут оказать сильного воздействия на небольшие здания.

В целом ущерб, причиненный землетрясением, составил на Аляске 300 млн. долларов; погибло около 130 человек, из них только 9-вследствие сейсмических колебаний. Серьезным вто­ричным результатом этих колебаний был временный переход пе-счано-глинистого поверхностного материала из твердого состоя­ния в текучее. Наиболее наглядный пример такого разжижения грунта -события в анкориджском районе Тернангейн-Хайтс, где сложенные мягкой глиной утесы высотой около. 22 м обруши­лись во время сильных колебаний грунта. Оползень, в который попало много современных каркасных домов, распространился в сторону суши на 300 м. Протяженность его вдоль береговой линии составила 2800 м (рис. 4). Во всей южной Аляске были от­мечены обвалы, оползни и снежные лавины, которые повредили дороги, мосты, железнодорожные пути, линии электропередач, портовые сооружения, доки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: