Землетрясения прошлого

Землетрясения достигают иногда неистовой силы, и до сих пор не удается предсказать, когда и где они возникнут. Они так часто заставляли человека чувствовать себя беспомощным, что он стал постоянно бояться землетрясений. Во многих странах на­родная легенда связывает их с буйством гигантских чудищ, держащих на себе Землю. В древнем японском сказании упоми­нается, например, огромный сом (намадзу), который живет под землей и иногда колотится об нее своим телом, производя зе­млетрясения (см. рисунок на соседней странице). За поведением намадзу следит божество (даймёдзин) с большой каменной коло­тушкой в руках. Но когда даймёдзин отвлекается от своих обя­занностей, намадзу начинает двигаться и земля сотрясается.

Первые систематические и свободные от мистики представле­ния о землетрясениях возникли в Греции. Жители ее часто были свидетелями извержения вулканов в Эгейском море и страдали от землетрясений, происходивших на берегах Средиземного мо­ря и иногда сопровождавшихся «приливными» волнами (цунами). Многие древнегреческие философы предлагали для этих при­родных явлений физические объяснения. Например, Страбон за­метил, что землетрясения чаще происходят на побережье, чем вдали от моря. Он, как и Аристотель, считал, что землетрясения вызываются сильнейшими подземными ветрами, воспламеняю­щими горючие вещества.

С развитием письменности люди стали собирать описания сильных землетрясений. Старейшее из таких собраний-китай­ское, уходящее в прошлое на 3000 лет. Полагают, что в этот уди­вительный каталог вошли все умеренные и сильные землетрясе­ния от 780 г. до н.э. и по настоящее время. В Японии каталог разрушительных землетрясений охватывает меньший период времени, но он практически не содержит пропусков начиная при­мерно с 1600 г. н.э., а менее достоверные списки восходят к 416 г. н.э. Подобные исторические каталоги имеют важнейшее значе­ние для понимания связи землетрясений с геологическими осо­

бенностями нашей планеты и для оценки сейсмической опасно­сти на участках крупных инженерных сооружений, таких как плотины и атомные электростанции.

Западнее Китая и Японии хорошо документированная исто­рия землетрясений, охватывающая около 17 столетий, имеется для восточной части альпийского пояса-от Греции до Афгани­стана. Отдельные намеки на еще более древние землетрясения в Средиземноморье можно найти в Библии и в арабских рукопи­сях. Считается, что первым библейским упоминанием о земле­трясении является рассказ о том, что случилось с Моисеем на Синайской горе. Более определенную связь с землетрясениями можно усмотреть в рассказе о падения стен Иерихона около 1100 г. до н.э. и, возможно, об уничтожении Содома и Гоморры. Палестинские землетрясения связаны с геологическими разлома­ми вдоль рифтовой долины, идущей от Эйлатского залива (за­лива Акаба) на север через Мертвое море. Хотя в нынешнем сто­летии рифт в долине реки Иордан был источником только нескольких слабых или умеренных землетрясений, исторические документы показывают, что весь этот район испытывает в сред­нем два-три разрушительных землетрясения в каждом столетии *).

В сравнительно недавно освоенных частях земного шара, на­пример в США и Канаде, существующие хроники исторических землетрясений, естественно, охватывают очень короткие периоды времени. Одно из первых таких описаний относится к землетря­сению в штате Массачусетс в 1638 г., когда там упали на землю кирпичные дымовые трубы. Несколько подробнее описано силь­ное землетрясение, которое произошло 5 февраля 1663 г. в Кана­де, в районе Труа-Ривьер (в нижнем течении реки Святого Лаврен­тия). Для Калифорнии имеются описания, составленные начиная с 1800 г. монахами-францисканцами, которые вели запись собы­тий, затрагивающих деятельность испанских миссий. Благодаря им мы знаем, что ряд землетрясений нанес повреждения зданиям миссии Сан-Хуан-Баутиста и что 1812 г. был назван «годом зе­млетрясений» из-за большой сейсмической активности, ощущав­шейся в то время.

Исследование землетрясений, происходивших в давние време­на,-работа, приносящая подчас немало огорчений. Известна ис­тория профессора Джорджа Лаудербэка, геолога из Калифорний­ского университета (Беркли), которого преследовало жгучее желание распутать сообщения об исторических землетрясениях, происходивших в Калифорнии. Хроники сообщали об одном та­ком землетрясении, случившемся утром 8 декабря 1812 г. (во вторник). Землетрясение уничтожило католическую миссию Сан-Хуан-Капистрано; при этом погибли 40 индейцев, присутствовав­ших на мессе. Лаудербэк задался вопросом: почему индейцы мо­лились во вторник? Он установил, что этот день был одним из церковных праздников, так что присутствие людей в церкви ста­ло понятным. Однако дальнейшее расследование показало, что данный праздник именно в то время в Риме не отмечался. Поче­му же тогда индейцы собрались в церкви во вторник? Так исто­рические расследования приводят иногда к новым загадкам.

В середине XIX в. архивные документы в Калифорнии стано­вятся уже довольно подробными. Например, по поводу сильней­шего землетрясения 9 января 1857 г. имеется несколько незави­симых сообщений о появлении трещин в грунте на большой площади у поселения Форт-Техон в центральной Калифорнии. Это землетрясение было одним из первых указаний на существо­вание разрывной структуры, которая называется теперь разло­мом Сан-Андреас. Толчок в Форт-Техоне-последнее сильнейшее землетрясение, возникшее в южной части разлома Сан-Андреас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: