Когда правительство США лицемерно предложило сумму в 100 тысяч долларов в качестве помощи в связи с бедствием, причиненным ураганом Густав, при условии предварительной инспекции на месте для определения нанесенного ущерба, ему был дан ответ, что Куба не может принять каких бы то ни было пожертвований от страны, которая держит нас в блокаде, что ущерб уже подсчитан и что мы только просим, чтобы нам не запрещали производить закупки необходимых материалов и получать кредиты, связанные с торговыми операциями.
Некоторые на Севере орали до хрипоты, что отказ Кубы немыслим.
Когда несколько дней спустя ураган Айк обрушился на страну, пройдя от Пунта-Майси до мыса Сан-Антонио, северные соседи действовали более ловко. Они подсластили язык. Говорили о самолетах, готовых вылететь с продуктами на сумму в пять миллионов долларов; что не будет необходимости производить оценку, потому что они уже сделали это собственными методами — наверняка теми, которые они используют, чтобы шпионить за нашей страной.
На этот раз, думали они, они-то действительно поставят Революцию в затруднительное положение: если руководство Кубы осмелится отказаться от их предложения, это приведет к проблемам с населением.
Быть может они полагали, что никто не видел кадров, показанных по телевидению США, где оккупационные силы ООН раздавали в Гаити продукты питания голодному населению, пытавшемуся выхватить их через колючую проволоку, из-за чего некоторые дети даже получили ранения.
Голод в этой стране является результатом традиционного и безжалостного грабежа народов. Там же, в Гонайве, наши врачи, рискуя жизнью, оказывали помощь населению этого города, так же, как поступают почти во всех муниципиях этой страны. Такое сотрудничество продолжается там, как и в десятках стран мира, несмотря на ураганы.
На новую и хитро составленную ноту был дан категоричный ответ: «Наша страна не может принять помощи от правительства, которое держит нас в блокаде, хотя она готова закупить необходимые материалы, экспортируемые на рынки американскими предприятиями, и просит разрешения на их поставку, а также на получение кредитов, нормальных при любых торговых сделках.
Если правительство США не желает сделать этого окончательно, правительство Кубы просит, чтобы оно по крайней мере разрешило это на ближайшие шесть месяцев, в особенности с учетом ущерба, причиненного ураганами Густав и Айк, и того, что еще предстоят самые опасные месяцы сезона ураганов».
Ответ не был высокомерным, потому что это не в стиле Кубы. В самой ноте видно, с какой скромностью выражалась мысль о том, что нам было бы достаточно, если бы запрет был отменен на ограниченный период времени.
В пятницу 12 числа министр торговли США Карлос Гутьеррес исключил возможность временной отмены блокады.
Очевидно, что правительство этой могущественной страны не может понять, что достоинство народа не имеет цены. Волна солидарности с Кубой, которая охватила большие и малые страны, обладающие ресурсами и даже не обладающие ими, исчезла бы в тот день, когда Куба утратила бы свое достоинство. Глубоко ошибаются те, кто в нашей стране недоволен этим. Если бы вместо пяти миллионов речь шла о миллиарде, они получили бы тот же ответ. Ущерб в виде тысяч погибших, страданий и более 200 миллиардов долларов, причиненный блокадой и актами американской агрессии, не может быть оплачен ничем.
В официальной информации о предварительном ущербе народу объяснялось, что менее чем за десять дней страна понесла убытки на более чем пять миллиардов долларов. Но там также говорилось, что эти цифры приводятся с учетом традиционных и обычных цен, которые не имеют ничего общего с действительностью.
Никогда не следует забывать ясное объяснение, что «подсчет потерь в жилом фонде производится с учетом традиционных и обычных цен, а не их реальной стоимости по международным ценам. Достаточно указать, что чтобы располагать прочным жильем, способным выдержать самые сильные ветры, требуется необходимый элемент, которого очень не хватает: рабочая сила. Она требуется как для временного ремонта, так и строительства прочных зданий. Эту силу следует распределить по всем остальным центрами производства и услуг, некоторые из которых были значительно повреждены, поэтому реальная стоимость жилья в мире и амортизация соответствующих инвестиций во много раз больше».
Удар, нанесенный природой, был сокрушительным, но также хорошо знать, что в нашей борьбе не будет ни передышки, ни отдыха.
На экономический кризис, поразивший Соединенные Штаты и вследствие этого остальные народы мира, нельзя дать окончательного ответа; зато имеется ответ на стихийные бедствия в нашей стране и на любые попытки установить цену нашему достоинству.