Кандидат-республиканец. Часть 4

Когда я посетил Вьетнам в 1973 году, куда прибыл 12 сен­тября, после соглашения между США и Вьетнамом, меня поместили в бывшую резиденцию французского губерна­тора всего Индокитая. Там меня посетил Фам Ван Донг, тогдашний премьер-министр. Он плакал, вспоминая чело­веческие и материальные жертвы, навязанные его стране… Оттуда я отправился на Юг, еще не полностью освобож­денный, вплоть до Линии Макнамары, где стальные укре­пления были взяты вьетнамскими бойцами, несмотря на бомбардировки и непрерывные воздушные атаки США.

На протяжении пути между Ханоем и Югом все мосты без исключения, видимые с воздуха, действительно были разрушены; деревни сметены с лица земли, и каждый день связки кассетных бом, бросаемые с этой целью, взрыва­лись на рисовых полях, где трудились дети, женщины и даже старики. У каждого входа на мосты зияло множест­во кратеров. Тогда не существовало бомб с лазерным на­ведением.

Фам Ван Донг все время сопровождал меня. Мы про­летели над провинцией Нге-Ан, где родился Хо Ши Мин. В этой провинции и в провинции Ха-Тин умерли от голо­да в 1945 году — в последний год Второй мировой вой­ны — два миллиона вьетнамцев. Мы приземлились в горо­де Донг-Хой. На провинцию, где находится этот разрушен­ный город, было сброшено миллион бомб. Переправились на плоту через Нхат-Ли. Посетили пункт помощи ране­ным в Куанг-Три. Видели множество захваченных танков М-48. Прошли по деревянным дорогам, по которым ко­гда-то проходила Национальная трасса, разбитая бомба­ми. Встретились с молодыми вьетнамскими солдатами, по­крывшими себя славой в битве при Куанг-Три. Спокойные, решительные, загорелые и закаленные войной, у капита­на батальона легкий тик на веке. Непонятно, как они смог­ли выстоять под столькими бомбами. Они были достой­ны восхищения.

В тот же день, 15 сентября, возвращаясь другим путем, мы подобрали трех раненых детей, двое из которых были в очень тяжелом состоянии, а 14-летняя девочка была в шоке, металлический осколок попал ей в живот. Дети ра­ботали в поле, и мотыга случайно задела снаряд. Кубин­ские врачи, сопровождавшие делегацию, не отходили от них в течение нескольких часов и спасли им жизнь…

Я, господин Маккейн, был свидетелем подвигов бомбар­дировок в Северном Вьетнаме, которыми вы гордитесь.

В те же сентябрьские дни был свергнут Альенде, Пра­вительственный дворец был атакован, и многие чилийцы подвергнуты пыткам и убиты. Переворот был задуман и организован в Вашингтоне.

К сожалению, все это произошло…

Главная проблема в настоящий момент — знать, отда­ет ли кандидат-республиканец Маккейн себе отчет в том, что экономический кризис в ближайшее время или прямо сейчас поразит Соединенные Штаты. Только с этой точки зрения можно будет оценивать любого кандидата, у ко­торого есть возможность стать главой этой могуществен­ной страны.

Международное информационное агентство ИАР опубликовало два дня назад, 12 февраля, статью за под­писью Мануэля Фрейтаса — журналиста, исследователя и аналитика — под названием «Почему рецессия в США мо­жет превратиться в глобальный кризис». Чтобы аргумен­тировать это, не требуется много свидетельств.

«В отношении нынешних мрачных прогнозов амери­канской экономики, — пишет он, — совпадают ключевые институты нынешней финансово-экономической системы, такие, как Федеральная резервная система и казначейство США, Всемирный банк, Международный валютный фонд, G-7 (семь самых богатых стран) и центральные банки Ев­ропы и Азии, которые видят в слиянии ипотечный кри­зис — крах доллара — эскалация цен на нефть централь­ный потенциальный детонатор процесса рецессии капита­лизма в мировом масштабе.

Боязнь рецессии в США и ее воздействие на мировую экономику… отрицательно сказались на доверии экономи­ческой и политической элиты системы.

Глава Федеральной резервной системы США Бен Бер-нанке сказал, что его страна может вступить в процесс ре­цессии и что она стоит перед двойным вызовом обвали­вающегося рынка недвижимости и в то же время необхо­димости заботиться о том, чтобы инфляция не росла из-за высоких цен на нефть и на продукты питания.

Организация Объединенных Наций предупредила в январе, что существует большой риск вступления в гло­бальную экономическую рецессию… Лидеры самых бога­тых и могущественных держав мира только что предупре­дили о рецессии в США со всемирными последствиями на Форуме в Давосе, прошедшем в январе в швейцарских Альпах, строя мрачные прогнозы на этот год.

Согласно заключительному коммюнике одной встре­чи в Токио, министры финансов и центральные банки семи самых богатых стран мира (G-7) заявили в прошлую суб­боту, что по их оценкам их экономики испытают замедле­ние роста в ближайшее время…

Существует два ключевых момента, которые объясня­ют, почему рецессивный кризис в США немедленно ска­жется на всей мировой экономике, как в центральных, так и в «возникающих» и в «периферических» странах.

а) Согласно последним подсчетам Всемирного банка, при нынешней глобализированной модели всемирной эко­номики Соединенные Штаты являются главным покупате­лем и потребителем энергетических продуктов и ресурсов и представляют собой 22,5 процента мировой экономики.

б) Капиталистическая мировая экономика является «долларизированной». Доллар — денежный стандарт при всех торговых и финансовых операциях в мировом мас­штабе.

Эти два центральных фактора объясняют, почему лю­бое колебание или финансово-экономическая неустойчи­вость, возникающая в США, немедленно бьет и распро­страняется по всей системе.

Рецессивный кризис в США… сразу же скажется на биржах и глобализированных денежных рынках… завер­шая цикл распада нынешней модели капиталистической экономики в мировом масштабе.

Распад модели нарушит равновесие политической «управляемости «и вызовет волну социальных и синди­кальных конфликтов, которые скажутся одинаково как на США и на центральных державах, так и на «возникающих странах».

Вчера 13 февраля несколько статей известных амери­канских журналистов указывали в том же направлении, хотя и опираясь на различные пункты.

Эми Гудмен, комментатор ежедневной международ­ной программы новостей, передаваемой по более чем 650 радио- и телеканалам США и мира, в статье под назва­нием «Американская модель — идея, час которой насту­пил» писала:

«Сенатор-демократ от Массачусетса Эдвард Кеннеди спросил: «Было бы опускание в воду видом пытки, если бы это применили к вам?» — «Я бы почувствовал, что да», — ответил генеральный прокурор Мукасей. Хотя он избегал вопросов до и после вопроса Кеннеди, его ответ на этот личный вопрос прозвучал искренне. Нашего генерального прокурора незачем было бы подвергать опусканию в воду, чтобы понять, что это вид пытки.

Сухарто правил Индонезией более 30 лет, после того как был приведен к власти самой могущественной страной планеты — США. В течение всего режима Сухарто амери­канские администрации — демократы и республиканцы — вооружали, обучали и финансировали индонезийскую ар­мию. Кроме миллиона убитых индонезийцев, другие сотни тысяч были также убиты во время индонезийской оккупа­ции Тимора-Лесте — маленькой страны в 480 километрах к северу от Австралии.

12 ноября 1991 года, следя за мирным шествием ти-морцев в Дили, столице Тимора, оккупационная армия Су­харто открыла огонь по толпе, убив 270 тиморцев. Солдаты топтали меня сапогами и били прикладами своих винто­вок М-16 американского производства. Они пробили че­реп моему другу Аллену Наирну, который в то время пи­сал для журнала «Нью-Йоркер».

Организация «Международная амнистия» подсчитала, что состояние Сухарто находилось в пределах 15—35 мил­лиардов долларов. Нынешний посол в Индонезии Кэмерон Хьюм на этой неделе с похвалой вспомнил о Сухарто, зая­вив: «Президент Сухарто стоял во главе Индонезии более 30 лет — периода, когда Индонезия достигла значительно­го экономического и социального развития»…

Когда речь идет об опускании в воду, или о развязыва­нии незаконной войны, или о том, чтобы в течение многих лет содержать сотни заключенных без предъявления им обвинений в бухте Гуантанамо и в тайных тюрьмах ЦРУ по всему миру, мне приходят на память слова Махатмы Ган­ди — одного из самых великих лидеров ненасилия. «Какое дело мертвым, сиротам и тем, кто теряет свои жилища, — спрашивал он, — если бессмысленное разрушение ведет­ся во имя тоталитаризма или во имя священных слов сво­бода и демократия?»…

В тот же день в Counterpunch Роберт Вейсман, глав­ный редактор вашингтонского «Многонационального Мо­ниторинга», написал другую статью под названием «По­зорное состояние Американского союза», в которой сре­ди прочего он утверждал:

«Соединенные Штаты ежегодно расходуют более 700 мил­лиардов долларов на военные нужды. Они предназначают

506,9 миллиарда — министерству обороны, помимо 189,4 миллиарда на военные операции в Ираке и Афганистане.

Конгресс утвердил около 700 миллиардов на войну в Афганистане и Ираке. Он не включает социальную цену: убитых, раненых и так далее.

Согласно некоторым методам подсчетов, более поло­вины дискреционных федеральных расходов идут на во­енные нужды.

Богатство концентрируется с головокружительной бы­стротой. В 1976 году один самый богатый процент населе­ния получал 8,83 процента национального дохода; в 2005 году этот процент был 21,93.

В нынешней гиперфинансовой экономике кто на са­мом деле богатеет, так это финансовые гуру, несмотря на огромные убытки, накапливаемые Уолл-стрит. Даже тра­диционные инвестиционные банки не могут выплачивать скандальные компенсации, получаемые управляющими ча­стных основных фондов, некоторые из них приобретают более миллиарда только за один год. Благодаря налоговым уловкам эти лица платят налоги с доходов, равные менее половины того, что должен платить зубной врач, чьи до­ходы составляют 200 000 долларов в год.

Крупные корпорации отбирают себе большую часть национального богатства. Пузырь недвижимости и кол­лапс ипотек на условиях высокого риска (subprime) изго­няют миллионы семей из их жилищ. Центр ответственно­го кредитования считает, что 2,2 миллиона ипотечных ссуд на условиях высокого риска, выданных за последние годы, уже привели к банкротству или закончатся осуществлени­ем залога. Убытки, вытекающие из падения цен на жилье, могут достичь 2 триллионов долларов.

Не предвидится, чтобы брешь богатства между белы­ми и неграми закрылась, фактически она расширяется. Со­гласно некоторым данным, американские граждане афри­канского происхождения достигнут равенства со своими белыми соотечественниками только через 594 года. Ката­строфа с ипотеками на условиях высокого риска набира­ет силу, особенно в общинах меньшинств и вызывает си­туацию наибольшего обнищания чернокожих в современ­ной истории США.

Более одного из каждых шести детей живут в бедно­сти. Более 45 миллионов человек не имеют медицинско­го страхования.

Американский торговый дефицит достиг в 2006 году 763,6 миллиарда долларов. В какой-то момент этот торго­вый дефицит должен будет уравновеситься. По мере того как доллар падает в цене, можно ожидать большей ин­фляции и более высоких среднесрочных процентных ста­вок. Реальный уровень жизни в экономических показате­лях снизится.

Сегодня энергетическая эффективность хуже, чем два­дцать лет назад.

Инфраструктура падает. Ассоциация инженеров-строителей считает, что будет необходимо 1,5 триллиона долларов на протяжении пяти лет, чтобы вернуть инфра­структуры страны в приемлемое состояние.

Эта ситуация хуже — а в некоторых случаях намного хуже — чем в начале правления Джорджа Буша, но ее кор­ни тонут в политике двухпартийное™, проводившейся в течение прошлых тридцати лет, которая благоприятству­ет дерегуляризации, передаче государственных активов ча­стным предприятиям (приватизация), корпоративной гло­бализации, гиперфинансовому характеру экономики, сума­сбродно высоким военным расходам, уменьшению налогов для богатых и урезанию социального обеспечения…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: